Айсель Матлабовна Лаптева
План самообразования «Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение качества профессионального опыта в ДОУ путем внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.
Задачи:
1. Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы по вопросам введения ФГОС ДО.
2. Познакомиться с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
3. Посещать семинары, вебинары.
Темочки:
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
4. Накапливать личный опыт использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОУ.
5. Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.
6. Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
7. Систематизировать опыт работы с детьми по образовательным областям в виде медиотеки.
8. Создать собственный сайт воспитателя детского сада и систематически пополнять его информацией.
9. Провести открытые мероприятия с детьми с использование ИКТ для анализа со стороны коллег;
10. Презентовать отчет по теме профессионального самообразования на итоговом педсовете.
Результатами моего саморазвития должны стать :
• повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
• разработка и проведение открытых занятий по инновационным технологиям;
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.
Актуальность:
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.
Источники самообразования :
• методическая литература,
• журналы,
• семинары и вебинары,
• курсы повышения квалификации,
• мастер-классы,
• открытые занятия коллег,
• сеть Интернет,
• общение с коллегами.
Тематическое планирование деятельности по самообразованию
на 2018-2019 учебный год
№
Формы работы Сроки Содержание работы Практический выход
1 Изучение нормативно-правовых документов сентябрь • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Конвенция о правах ребенка;
• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
• Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г. №223-ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 08.12.1995г.)
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564); Теоретические знания педагога. Знание содержания документов.
2
Изучение организационно методической литературы по теме самообразования
октябрь • Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы
• И. И. Комарова, А. В. Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г.
• Е. В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование»
• Горбунова Л. Н., Семибратов А. М. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система/Педагогическая информатика. — № 3. — 2004.
• Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г.
• Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».
• Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. Новые информационные технологии. 2004г.
• Иванова Е. В. Повышение ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №12 2009
• Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.
• Интернет-ресурсы:
• https: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm
• https:// festival .1 september. ru / articles /520782/
Теоретические знания педагога
3 Разработка конспекта занятий для детей подготовительной к школе группы с использованием ИКТ, участие в открытом занятии
ноябрь • Интернет ресурсы, журналы «Дошкольное воспитание»
Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы
«Моя Родина Россия»
4 Консультация для педагогов «ИКТ в профессиональной деятельности педагога ДОО в контексте введения ФГОС ДО» декабрь • И. И. Комарова, А. В. Туликов «Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании.», 2013г
• Е. В. Новикова «Влияние интерактивных технологий на образование» Консультация для педагогов
5 Пополнение собственного сайта воспитателя декабрь ссылка: https://xn--80agabew4bd.xn--80asehdb/#my-profile
ссылка: https://www.maam.ru/users/764058
6 Подготовка итогового развлекательного мероприятия для детей с использованием икт Март
апрель Интернет ресурсы, опыт других педагогов Интернет ресурсы, опыт других педагогов
7 Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием ИКТ технологий. Создание авторской медиотеки игр, презентаций, развлечений и др. В течение года Интернет ресурсы, опыт других педагогов Развивающая предметно-пространственная среда с использованием ИКТ технологий.
Медиотека
8 Подготовка изученного материала для отчета по теме саморазвития май Все используемые ранее источники методической литературы по теме самообразования Выступление на итоговом педсовете
Показ открытого мероприятия с использованием интерактивной доски.
Перечень используемых интернет ресурсов :
• «Веб Ландия- лучшие сайты для детей» ссылка: https://web-landia.ru/
• Интернет журнал "Педагогический мир" ссылка:https://pedmir.ru/
• ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. ссылка: https://dovosp.ru/
• ДЕТСКИЙ САД. РУ. ссылка: https://www.detskiysad.ru/
• ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ссылка: https://doshvozrast.ru/
• ДетсадКлуб. Ру ссылка: https://www.detsadclub.ru/
• ВОСПИТАТЕЛЬ. ссылка: https://detsadd.narod.ru/
• ДетСад. ссылка: https://detsad-kitty.ru/
• «Дошколёнок» ссылка: https://www.kindereducation.com/
• ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА. ссылка: https://pedlib.ru/
• Группа в социальной сети вконтакте: «НАШ КЛУБ для детей и их родителей» ссылка:https://vk.com/club_roditelej
• Группа в социальной сети вконтакте: «РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Наши дети» ссылка:https://vk.com/roditeli_i
• Группа в социальной сети вконтакте: «РАЗВИВАЙКА РОДИТЕЛИ И ДЕТИ В ИНТЕРНЕТЕ.» ссылка:https://vk.com/club_razvivajka
Примерный план
отчета по работе над темой самообразования в период реализации
мероприятий практического этапа
1. План отчета :
• Обоснование выбора темы.
• Цель и задачи работы над темой, сроки.
• Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.
• Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях.
• Какой предполагается результат и форма его представления.
2. Полученные от педагога данные вносятся в таблицу.
Выводы:
Одной из главных задач современного образования является раскрытие
способностей каждого ребенка, воспитание личности готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. И нформатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информациионной культуры личности ребенка. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду становится все более актуальным
и играет особую роль в развитии личности ребенка, т. к. позволяет в игровой, доступной и привлекательной для детей форме достигнуть
нового качества знаний, стимулируя познавательную активность,
развивая логическое мышление и творческие способности дошкольников.
А знания, приобретенные при одновременном использовании аудио
и видеоинформации, прочнее и сохраняются в памяти значительно дольше.
Об использовании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в своей профессиональной деятельности.
Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, я освоила программы Word, Excel, PowerPoint, Outlook, NeroSmart. Совершенствуюсь в области применения информационных технологий. Как и многие педагоги, являюсь участником современных интерактивных проектов. Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет мне обобщать свой педагогический опыт работы, размещать конспекты НОД на страницах интернет- сообществ в «Социальных сетях образования педагогических работников», «Педагоги онлайн», Maaam.ru.
Свои достижения в области информационно-компьютерных технологий демонстрирую при проведении открытых занятий, семинарах и методических объединениях.
Провожу НОД с использованием мультимедийного оборудования и смарт доски:
Внедрение информационно-компьютерных технологий даёт мне возможность получать интересную информацию, которую я, обработав, использую в НОД и в повседневной жизни. Так же использование ИКТ позволяет мне выполнять быструю смену дидактического материала, что способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, а также повысить качество воспитания и обучения и сформировать информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации и делать выводы, задавать вопросы на интересующую тему.
В педагогическом процессе мной применяются различные средства ТСО, помогающие управлять процессами запоминания и понимания, контролировать результаты обучения. Мною применяются следующие виды ТСО: информационные и комбинированные. К ним относятся: диапроэктор, DVD, телевизионный комплекс, компьютер, смарт доска, магнитофон с аудиокассетами и дисками, цифровой фотоаппарат, мобильный телефон.
Технические устройства использую в разных видах деятельности, в том числе и образовательной. Применение компьютерной техники позволяют оптимизировать педагогический процесс. ИКТ помогают детям воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность.
Применение компьютера на занятиях помогает решить:
- дефицит наглядных пособий;
- вызвать интерес и желание трудиться на занятии;
- задействовать как визуальный канал восприятия, так и аудиальный (цветовая палитра плюс звуковые файлы, что позволяет детям лучше усвоить материал);
- интенсифицировать процесс коррекции, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельности работы ребенка.
С помощью компьютера я:
- оформила различные пособия для НОД, создаю коллажи, карточки;
- так же я выполнила анкеты, презентации при подготовке к родительским собраниям;
-оформила информационные стенды;
-создала интерактивные игры
Активно использую возможности интернета:
При применении информационно- коммуникационных технологий не забываю о здоровье сберегающих технологиях. Использование технических средств воспитания ограничиваю временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.
Использование коммуникационных технологий носит развивающий и стимулирующий характер, компьютер становится необходимым средством обучения. Использование различных методов и приёмов, средств, форм современных образовательных технологий позволило мне сформировать у детей интерес к образовательной деятельности. В течение этого года в нашем в дошкольном учреждении используются интерактивныедоски. Суть таких занятий состоит в том, что практически все воспитанники
оказываются вовлеченными в процесс познания, и каждый вносит в него свой
особый индивидуальный вклад. А форма подачи материала соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение детей, у которых гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции
Грамотное применение возможностей интерактивной доски позволяет
нам:повысить качество образования детей за счет сочетания традиционных и
интерактивных методов организации образовательной деятельности;
представлять информацию в различной привлекательной для детей
-дошкольников форме (аудио, видео, анимация и т. д., что обеспечивает
максимальную наглядность изучаемого материала;
активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
мобилизовать внимание воспитанников;
использовать различные цифровые образовательные ресурсы;
проводить непосредственно образовательную деятельность на высоком
методическом уровне.
Получив первые навыки работы с интерактивной доской в детском саду, наши
Дети могут уверенно работать на ней в школе, применяя свои знания на новом
уровне.
Применение интерактивной доски на занятиях дает возможность перейти от
объяснительно-иллюстративного способа обучения детей к деятельностному, когда
ребенок становится активным участником, а не пассивным объектом педагогического
воздействия, что способствует осознанному усвоению необходимых знаний.
В настоящее время мы чащестали проводить занятие с использованием
интерактивной доски, а также используем ее при выполнении отдельных заданий
как фрагмент занятия по изодеятельности, формированию элементарных
математических представлений, формированию целостной картины мира и др. и при
проведении различных досугов, викторин.
В настоящее время в дошкольном отделении проводится работа по созданию в
учреждении единого электронного банка интерактивных учебных материалов:
конспектов занятий с разработанными для детей заданиями для интерактивной
доски по всем направлениям развития детей и демонстрационных иллюстративных
материалов, которым мог бы пользоваться каждый педагог при подготовке к
конкретному занятию