Чунаева Елена
Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
По наблюдениям педагогов – дошкольников (и нас в том числе) за последние годы значительно выросло число детей, которых можно отнести к группе ОВЗ. Особо стоит вопрос об увеличении числа детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дети с ТНР – это дети, у которых при сохранности слухового восприятия и интеллекта, нарушено формирование всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической). Для детей с ТНР уже существует система коррекционных мероприятий, которые помогают преодолеть проблемы, связанные с речевым развитием. Но кроме проблем речевого развития у детей данной группы не сформированы все психические процессы, начиная от памяти и кончая воображением.
Публикация «Использование информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Темочки
Сложность нарушений при ТНР создает необходимость ведения планомерной системной коррекционной работы. Использование новых информационных технологий, в первую очередь компьютерных, позволяет повысить эффективность образовательного процесса и осуществлять индивидуальный подход в процессе воспитания и обучения. Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в дошкольном образовательном учреждении прямо определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемыми ФГОС.
Использование ИК технологий позволяет координировать работу зрительного, слухового и моторного анализаторов при выполнении заданий компьютера. Применение информационных средств - одно из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР. Компьютерные технологии позволяют привлечь пассивных детей к активной деятельности, делать образовательную деятельность более интенсивной, активизировать познавательный интерес, реализовывать индивидуальные подходы.
Цель нашей работы - эффективное использование электронных образовательных ресурсов в коррекционно-образовательном процессе для поддержки и мотивации познавательной и развивающей деятельности детей дошкольного возраста с ТНР.
Наше дошкольное учреждение МБДОУ №11 поселка Малыгино Ковровского района оснащено разнообразным современным оборудованием, позволяющим использовать ИК технологии в образовательном процессе коррекционной группы. Мы, педагоги, стали для детей проводниками в мир новых технологий. Использование всех имеющихся ИКТ в практике логопедической группы очень актуально, так как позволяет решать ряд важных задач:
-повысить у детей мотивацию к занятиям, а, следовательно, эффективность коррекционной работы;
-расширить возможности сотрудничества учителя-логопеда, педагога группы, педагога психолога, музыкального руководителя, взаимодействия семьями воспитанников, что также отражается на результатах проводимой коррекции.
Применение в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР позволяет :
-формировать на занятиях положительный эмоциональный фон;
-воспитывать у детей стремление к достижению положительного результата;
-развивать процессы высшей нервной деятельности (память, внимание, воображение, мышление, их произвольный характер);
-совершенствовать разные компоненты речевой структуры;
-осуществлять индивидуальный подход в обучении;
-усилить творческую составляющую учебного процесса (как у детей, так и педагогов).
Как и во многих образовательных организациях, у нас в наличии имеется мультимедийная интерактивная доска, находящаяся в группе, которая позволяет проводить фронтальные и подгрупповые занятия, интерактивные игры, просматривать презентации, фото и видеоматериалы, смотреть сказки и т. д. Работа на интерактивной доске помогает ребенку не только наблюдать за действиями других детей, но и представить себя на их месте. Ребенок учится планированию своей деятельности, предвидению результата. Думать, прежде чем сделать. Нами, педагогом группы, учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом были разработаны обучающие презентации для детей по всем лексическим темам. Большинство этих презентаций представляют собой слайды-фотографии, иногда они сопровождаются музыкой, загадками, играми («Четвертый лишний», «Большой-маленький», «Один-много»)
Фото и видеоматериалы позволяют сформировать у детей дошкольного возраста наиболее реалистичное представление о предметах и явлениях. Использование музыки помогает включить в работу слуховой анализатор, интерактивные игры подключают моторный анализатор, развивают процессы ВНД.
Кроме этого, нами созданы презентации для дифференциации звуков, закрепления звукопроизношения. Материалы презентаций используем для автоматизации поставленных звуков, дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв, развития фонематического восприятия, элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза, навыков словообразования и словотворчества, развития связной речи.
Так же мы подобрали ряд интерактивных игр для детей с ТНР. Например, «Любимые сказки» (дети вспоминают героя из сказки по предложенному слову, при правильном ответе герой появляется на экране, «Помоги зайчику выучить уроки» (необходимо подобрать рифму в двустишье, при правильном ответе раздается звуковой сигнал, при неверном картинка исчезает, «Подбери сравнения» (дети подбирают слова-сравнения по русским поговоркам, если задание выполнено правильно, картинка увеличивается, если нет - исчезает). Был подобран иллюстративный видеоматериал к чистоговоркам и скороговоркам.
Все данные презентации используются и родителями при повторении усвоенного материала в домашних условиях. Так же этими презентациями пользуются педагоги других групп ДОУ. При создании презентаций в программе PowerPoint используем следующую схему :
1. Готовим текст и подбираем изображения по выбранной теме.
2. Открываем программу.
3. Выбираем макет слайда.
4. Выбираем тему (фон).
5. Размещаем информацию в соответствующих блоках.
6. Редактируем.
7. Сохраняем.
Кроме этого, в помещении Центра книги и детского творчества «Солнечные лучики», который был открыт недавно в стенах нашего детского сада, есть интерактивный стол. Он позволяет вести индивидуальную и подгрупповую работу по различным образовательным областям. Обучение с помощью интерактивного стола вызывает большой интерес у детей и позволяет максимально повысить усвоение изучаемого материала. В игровой форме обучение проходит посредством развивающих игр с помощью звуковых эффектов, красочного видеоряда и т. д. В работе с ним используются визуальные, слуховые и кинестетические стили обучения (дети видят красочные картинки и могут их передвигать). Такой стол помогает в освоении навыков правильного речевого дыхания, фонематического анализа, способствует подготовке к грамоте. Программное обеспечение включает интерактивные приложения:
-многовариантный вопрос (чтобы правильно ответить на вопрос, дети должны перетащить изображение);
-горячие точки (дети находят правильные надписи и перетаскивают их);
-систематизация (распределение понятий по группам);
-рисование (раскрашивание) (можно выбрать цвет и эффекты);
-обучение чтению и счету, решение примеров и задач;
-собирание пазлов.
Использование интерактивного стола позволяет сделать любую деятельность детей более насыщенной и интересной, наглядно представить материал небольшой группе детей (до 4 человек). Распознавание нескольких касаний сразу позволяет работать детям вместе или соревнуясь друг с другом. Данное оборудование помогает при усвоении и закреплении знаний по формированию элементарных математических представлений, знаний природоведческого характера, проведении КВНов, в самостоятельной деятельности (парами, индивидуально, небольшими подгруппами). При работе на этом столе используются игры, созданные в программе ActiveInspire. Дети очень любят игры по типу «Помоги животным отыскать свою семью», «Собери новые слова», «Четвертый лишний», «Найди слова с буквой», игры о правилах дорожного движения.
И мечта любого педагога - интерактивный логопедический стол LOGO EDU.Этот стол отличается встроенным сенсорным экраном и специальным программным обеспечением, позволяет проводить как индивидуальные, так и подгрупповые занятия. Установлено ПО АЛМА (включая тесты и конструктор тестов, ПОЛогоБлиц. Стол дополнен логопедическим акриловым зеркалом, МФУ, наушниками с микрофоном и обширным практическим материалом. Конструкция разработана таким образом, чтобы занятия проходили интереснее и увлекательнее в несколько раз. Главная цель этого комплекса – коррекция и устранение дефектов речи. Установленные программы помогают формировать у детей правильное речевое дыхание, произношение звуков, ударение, грамматический строй речи, увеличить словарный запас, познакомить со всеми звуками, буквами, обучить чтению. Так же оборудование успешно развивает артикуляцию, моторику рук, память, словесно-логическое мышление, коммуникативные способности. Практика за логопедическим столом пролетает весело и быстро для детей. Работа с логопедом основана на постоянном взаимодействии с интерактивным сенсорным дисплеем, а так же разбавлена интересными играми и программами. Это настолько увлекательно, что мы сами зачастую принимаем участие в таких играх. Это здорово сближает нас, педагогов и детей, что в свою очередь положительно сказывается на результатах занятий.
Кроме этого, стол включает приложение, которое обеспечивает безопасность детей в компьютерной среде.
Использование ИКТ ставит на новый уровень взаимодействие с семьями воспитанников. Учителем-логопедом создан свой мини-сайт, где размещаются новые разработки, презентации. Материалами разработок могут пользоваться и педагоги, и учителя-логопеды других ДОУ.
Создан чат педагогов и родителей группы, в котором родителям даются рекомендации по выполнению домашних закрепляющих заданий, ведется обратная видеосвязь, проводятся видео мастер - классы и консультации, а родители в свою очередь отправляют материалы о выполнении упражнений, фотографии поделок и рисунков. (Особенно это было актуально в период карантина при пандемии).
В заключение следует отметить, что информационно-компьютерные технологии -эффективное новое средство для интеллектуального развития детей с ТНР. Но нужно помнить, что его применение требует серьезной подготовки. Обычное занятие по требованиям СанПина длиться 20-30 минут, при этом использование экрана 10-15 минут не более 2 раз в неделю. По окончании обязательна несложная гимнастика для глаз для снятия напряжения. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала, как игровая деятельность, а затем, как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования познавательной мотивации и произвольности психических процессов, а именно такие качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Литература:
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Позняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание в детском саду, 1991 г., №5
3. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В., информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Мозаика-Синтез, М., 2011г.
4. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед 2004.-№2
Ресурсы интернет:
1. Бартенева Т. П. Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития и обучения дошкольников.
2. Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.