Ольга Митина
Использование ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Уже сегодня они используются в работе с детьми и родителями, в методической работе и управлении дошкольным учреждением. Информатизация дошкольного образования - процесс объективный и неизбежный. Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования их в своей профессиональной деятельности.
Публикация «Использование ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Процесс обучения дошкольника с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у него и педагога много сил. Постепенно у ребенка утрачивается интерес к занятиям, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Организация обучения таких детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольника на занятиях, и тогда педагог начинает изыскивать новые приемы, технологии. В этом случае одним из средств оптимизации процесса коррекции могут служить ИКТ, предназначенные для развития речи.
Самым веским доводом в пользу применения компьютера на занятиях вполне может стать тот факт, что современным детям намного интересней компьютерная графика, анимация, чем просто картинки. Однако, используя на своих занятиях компьютер, необходимо помнить, что главная цель работы - это коррекция речи для реализации полноценного общения ребенка с другими людьми, поэтому основная часть занятия должна быть посвящена непосредственному общению воспитателя и ребенка. В связи с этим, рекомендуется использовать компьютер лишь как дополнительное средство работы в течение недлительного времени.
Использование компьютерных заданий с систематизированным, иллюстративным, текстовым, развивающим и, главное, легко сменяемым материалом, позволяет рационально использовать время занятия.
Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательно форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Применение компьютерных занятий - презентаций интересно большинству детей. Компьютерные презентации способны оживить занятие за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры.
На занятиях с использованием компьютера большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у них больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамической смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше. Дети уходят с занятия радостные, с ощущением успеха.
Применение компьютерных технологий способствует индивидуализации обучения, обеспечению каждому учащемуся адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, дозированной помощи. Работа с компьютером на занятиях открывает перспективы роста возможностей социальной адаптации детей, их коммуникации.
Правильное использование компьютера приводит к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и воспитателем, ребенок начинает воспринимать его как помощника, к советам которого необходимо прислушиваться. Все это способствует формированию такой формы общения между ребенком и педагогом, которая необходима ему для обучения в школе.
Кроме того, применение ИКТ дает возможность осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, что значительно повышает эффективность образовательного процесса и позитивно сказывается в дальнейшем на обучении воспитанников в школе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что:
• Использование компьютерных технологий является еще одним эффективным способом формирования правильной речи дошкольников и коррекции ее недостатков.
• Последовательное включение ИКТ в образовательный процесс позволяет максимально индивидуализировать и дифференцировать специальное воздействие на преодоление недостатков речи и добиться позитивных результатов.
• ИКТ, наряду с традиционными методами обучения помогают лучше усвоить программный материал, стимулируют приобретение новых знаний; являются хорошим материалом для проведения диагностики, позволяют выявить пробелы в усвоении знаний; обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального и речевого развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности.
• Правильное использование компьютера позволяет осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие, приводит к повышению мотивации детей на занятиях с логопедом, к адекватной оценке ребенком своих действий, к формированию сотрудничества между ребенком и педагогом.
Игровая деятельность с применением компьютера очень интересна детям. Систематическое и последовательное использование ИКТ в процессе педагогического взаимодействия с детьми позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций - внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и является мощным стимулирующим средством для развития речи и личности ребенка.