Татьяна Тукиш
Использование интерактивной технологии «Кластер» в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Чтобы обеспечить оптимальные условия развития речи детей с общим недоразвитием речи необходимы способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми. Это взаимодействие обеспечивают интерактивные технологии.
Что дает интерактивное обучение дошкольников? Обеспечивает комфортные условия для взаимодействие взрослого и ребенка. Дети на занятиях в парах, микрогруппах или малых группах имеют возможность прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения. При таких условиях каждый ребенок чувствует свои успехи, закрепляет их достигает высо-ких результатов в обучении.
Публикация «Использование интерактивной технологии „Кластер“ в работе с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Интерактивных методов и технологий насчитывается более сотни. Я наиболее часто использую метод «Кластер».
Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста. Но поскольку этот метод больше ориентирован на школьников, то более целесообразным считаю его адаптацию на дошколь-ный возраст. Можно также его немного изменить и создать разные варианты.
Традиционный вариант.
На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
Другие варианты. Один из них я назвала «Цветовой кластер». Заготавливаем шаблоны разного цвета, желательно кружочки. При изучении, например, лексической темы «Весна», мы можем выложить кластер используя красные, желтые, зеленые и другие цвета. Детям также предлагается найти связь между ними и объяснить свой выбор. Тоже самое при изучении тем «Осень», «Зима», «Лето», «Части суток», «Семья» и многих других. Используются как цветовые шаблоны, так и подобранные по теме картинки. Если дети уже умеют читать и печатать, можно записывать слова.
При работе с кластером необходимо придерживаться правил:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Метод кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему. Для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.