Приложение МААМ

Формирование основ гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет

Арушанян Сильва
Формирование основ гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из таких социальных институтов, в который попадает ребенок, чуть ли не с первых лет, является дошкольное учреждение.

Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. В основе формирования гражданской идентичности в дошкольном учреждении должна быть положена любовь к близким, к своему родному краю, к своей малой Родине. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка мира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для гражданского воспитания. Дошкольное детство является важным периодом в становлении личности и мы, педагоги дошкольного образования, ответственны в том, какие ценности лягут в основу будущего гражданина и патриота. Главная наша задача - как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут им стать достойными представителями своей страны.

Рассмотрение проблемы формирования гражданской идентичности на этапе дошкольного детства многими исследователями представляется в единстве с социально – личностным становлением ребенка. Данную проблему рассматривали Н. В. Иванова, О. Л. Князева, С. А. Козлова, Е. К. Ривина, Р. Б. Стеркина. Эта проблема отражена в достижениях психологической науки, а именно в трактовках социализации, социальной и культурной идентификации, представленных в трудах А. Г. Асмолова, С. Н. Иконникова, Н. А. Косолапова, И. С. Кон, Н. Н. Козлова, В. А. Лукова, В. И. Чупрова, А. И. Шендрик, В. А. Ядова.

Обращения В. В. Путина всегда находят свое отражение в указах и нормативных документах. Принципы государственной политики в области

образования, провозгласившие воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье, отражены в следующем:

Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;

Концепция развития образования на период 2015-2020 годов;

Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации 2010 года;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5.1.1. Теоретические аспекты формирования гражданской идентичности у старших дошкольников

5.1.1.1. Понятие гражданской идентичности

Понятие гражданской идентичности для отечественной научной педагогики является относительно новым. Идентичность – термин из психологии. Существует множество определений этого качества, но все они едины в одном – это представление о самом себе, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям, и все эти компоненты, по мнению ученых – психологов, начинают развиваться в дошкольном детстве.

Гражданственность – это, прежде всего, – сопричастность к Родине, ее народу, корням и традициям. Таким образом, гражданская идентичность – это соотнесение индивидом себя с обществом во всех социокультурных измерениях: язык, менталитет, мировоззрение, культурные, социально – политические ценности, нормы поведения. Она является устойчивым продуктом социализации, это личная, нравственная позиция и сопричастность к сообществу граждан одной страны на общекультурных принципах.

5.1.1.2. Структура формирования гражданской идентичности в дошкольном возрасте

Формирование основ гражданской идентичности начинается уже в дошкольном детстве. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается генетически ранняя форма самосознания и самооценки, первичная форма мировоззрения. Самооценка, как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и

системе отношений с другими людьми, является ключевым образованием самосознания личности, ее идентичности. Идентичность формируется через осознание своего имени, расовой и этнической принадлежности, родного языка, приобщением к национальной культуре малой родины, родной страны.

Структура гражданской идентичности включает в себя три основных элемента:

когнитивный – знание о принадлежности к данной социальной общности,

ценностный – наличие позитивного или негативного отношения к факту принадлежности,

эмоциональный – принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства, как результат действия двух первых.

5.1.2. Содержание педагогической деятельности по формированию основ гражданской идентичности

5.1.2.1. Общее содержание работы

Наша работа по формированию основ гражданской идентичности направлена на воспитание детей, обладающих духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающих культурное, историческое прошлое России. Любая педагогическая деятельность строится на взаимосвязанных этапах. Мы определили для себя следующие:

1. постановка цели и конкретизирующих ее задач;

2. определение содержания процесса, способы достижения цели;

3. взаимодействие с родителями;

4. подведение итогов, определение перспектив.

Цель – формирование первичных представлений, обеспечивающих гражданскую идентичность у детей старшего дошкольного возраста, через все виды деятельности.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах: Формировать:

представления о себе, других людях, о малой Родине и Отечестве;

представления о том, что Россия – многонациональное государство;

уважительное отношение к родному языку, как языку нации;

представления о культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Воспитывать:

толерантность и уважение к другим народам через овладение информацией о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира;

развитие нравственных качеств личности ребенка через русскую национальную культуру, фольклор, народные и государственные праздники.

Данные задачи Мы реализовывали через следующие блоки:

Блок «Я и моя семья»

Представляет в себе всю совокупность представлений ребенка о себе, о своих мыслях, способах взаимодействия с детьми и взрослыми. Для того, чтобы в дошкольном возрасте сформировалась положительная «Я – концепция», педагогам и родителям необходимо учиться видеть в каждом ребенке прежде всего уникальную личность, уважать ее, понимать, верить в нее. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствуют бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Блок «Мой детский сад, мои друзья»

Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду, есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Необходимо формировать уважительное отношение к сотрудникам детского сада. Кроме того, именно в детском саду дети учатся первым азам дружбы.

Блок «Мое государство»

В ходе реализации этого блока дети получают географические сведения о территории России, расширяют представление о значении государственных символов России. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой, знаменитыми россиянами. У них формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины. Дошкольники узнают о российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, знакомятся с некоторыми родами войск. Расширяют представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы, опираясь на конкретные факты из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников войны, их фронтовые и трудовые подвиги, а также о других праздниках. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех населенных пунктах, больших и маленьких, есть много общего.

Блок «Мир»

В ходе работы по этому блоку происходит формирование у детей представлений о планете Земля, особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности. Для более успешного усвоения материала целесообразно использовать такие формы работы, как проектная и опытническая деятельность, просмотр видеофильмов. Кроме того, формируется представление о том, что природа нашей страны, родного города тоже является частью мира. У детей воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.

5.1.2.2. Организация развивающей предметно пространственной среды

Важным моментом выступает именно влияние окружающей среды на формирование личности дошкольника, усвоения им социокультурных норм и национальных традиций. Такой средой выступает дошкольное учреждение. Дошкольнику, имеющему небольшой жизненный и практический опыт, очень сложно установить определенные ценностные отношения с миром. Огромное значение имеет развивающая предметно пространственная среда, – все, что окружает ребенка, формирует его психику, мировоззрение, служит источником знаний и социального опыта ребенка, а значит, является значимым фактором в восприятии основ гражданской идентичности. В своей работе мы определили следующие приоритетные области:

Социально – коммуникативное развитие

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

освоение и усвоение правил и норм общения на правильном языке.

Познавательное развитие

Формирование первичных представлений:

о себе, других людях, объектах окружающего мира;

о малой родине и Отечестве;

о социокультурных ценностях нашего народа;

об отечественных традициях и праздниках;

о планете Земля как общем доме людей;

об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Художественно-эстетическое развитие

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания:

произведений искусства;

мира природы;

становление эстетического отношения к окружающему миру;

стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Учитывая это, нами были оформлены следующие зоны:

Направления Наполняемость

Социально нравственное, коммуникативное развитие Художественная литература, настольные игры, соответствующие тематике, игрушки – персонажи и ролевые атрибуты, игрушки – предметы

оперирования, материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Патриотический уголок Материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой (иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания, художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми, дидактические наборы соответствующей тематики, образно-символический материал – наборы картинок по исторической

тематике, образцы народного творчества и промысла

Художественно-

эстетическое развитие Литературные, музыкальные предметы, портреты

писателей, поэтов, художников, дидактические игры

Уголок родной природы, природы

мира Информация о животном и растительном мире России и Ярославской области. Пособия и материалы

для изучения природы разных стран мира

Все плакаты, стенды, дидактические и наглядные материалы, полки оформлены красиво ярко привлекательно для детей. Весь материал постоянно обновляется.

5.1.2.3. Педагогические принципы

Основные идеи нашей работы нашли свое отражение в разработанных нами принципах.

1. Принцип личностно – ориентированного общения. Дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

2. Принцип тематического планирования материала – подача изучаемого материала по тематическим блокам: «Я, Моя семья», «Мои друзья», «Мой детский сад», «Мое государство», «Мир».

3. Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.

4. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у них желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

5. Принцип интегративности – включение содержания во все виды детской деятельности. При этом использование данного принципа позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

5.1.2.4. Содержание тематического планирования материала

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину. План обеспечивает содержательность, определенность, управляемость. Мы считаем, что работа по формированию основ гражданской идентичности будет результативной, если ее реализация осуществляется через календарно- тематическое планирование, таким образом, она будет систематической и максимально эффективной. В разработанном нами календарно-тематическом планировании мы охватываем все виды детской деятельности. (Приложение 1).

5.1.2.5. Взаимодействие с семьей.

Успешность любой деятельности связана с определением всех участников процесса. Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся

общаться. Мы считаем, что тесное сотрудничество на доверительной основе поможет достичь максимальных результатов. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, необходимо вовлечь их в процесс формирования основ гражданской идентичности с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело – участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах. В своей работе мы старались использовать различные формы. (Приложение 2).

В таких совместных видах деятельности укрепляются внутрисемейные и детско-родительские отношения. Также одной из интересных форм взаимодействия стала презентация семейных профессий, семейных традиций в выборе профессий. Такой опыт формирует более глубокое представление о мире профессий и уважения к чужому труду, труду взрослых, понимание того, что каждая профессия важна для страны.

5.1.2.6. Анализ работы по формированию гражданской идентичности у старших дошкольников

На последнем этапе мы подводили итог всей проведенной работы. В ходе педагогического наблюдения мы отслеживали результат по определенным нами блокам.

Примерное содержание представлений о себе – имеет представления об изменении позиции ребенка в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям, и т. д.). Через символические и образные средства дошкольник осознает себя в прошлом, настоящем и будущем. Понимает общественную значимость здорового образа жизни людей вообще, и самого себя в частности. Осознает свое место в обществе. Имеет представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада, дома, на улице.

Примерное содержание представлений о семье и детском саде, друзьях – углубляет представления о семье и ее истории. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Посильно участвует в подготовке различных семейных праздников, выполняет постоянные обязанности по дому. Осознает себе членом коллектива, взаимодействует с детьми других возрастных групп, принимает посильное участие в жизни дошкольной организации. Приобщается к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, в том числе и совместно с родителями (спектакли, спортивные праздники и развлечения, подготовка выставок детских работ).

Примерное содержание представлений об обществе и государстве, родном городе – имеет представления о детях родной страны, о государственных праздниках. Сформирован интерес к малой Родине. Умеет рассказывать о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших Ярославль. Имеет представление о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна. Может рассказать о том, что Москва – главный город, столица нашей

Родины. Знаком с флагом и гербом России, мелодией гимна. Рассказывает о Российской армии, о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Имеет представления о культуре.

Примерное содержание представлений о мире – знает климатические зоны России, имеет представление о растительном и животном мире. Замечает сезонные изменения в жизни животных и растений, бережно относится к природным богатствам Родины, мира в целом.

Считаем выбранную нами тему значимой и актуальной. Значимость и актуальность, в первую очередь обусловлена, требованиями времени и политикой Российского государства.

Используемый нами опыт формирования основ гражданской идентичности через календарно-тематическое планирование предполагает:

вариативность действий для педагогов;

служит основой для методической разработки или программы в данном направлении;

позволяет обеспечить преемственность со школой;

имеет широкие возможности включения в работу социума и семьи.

4. Заключение

В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.

Множество определений понятия «гражданственность» сходны в том, что под ней понимаются способности человека убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности, руководствуясь ими, действовать на пользу Родине и народу. Следовательно, гражданственность – это наивысшая ступень развития нравственного сознания личности, которое формируется в ходе накопления социально – нравственного опыта и является ориентиром гражданского поведения. Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

5. Список используемой литературы

5.1.2.6.1. Абросимова К. А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» //Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014 - № 5. - с. 42-45

5.1.2.6.2. Асмолов А. Г. На пути преодоления кризиса идентичности и пост роению гражданского общества // Учительская газета. - 2008 - № 15

5.1.2.6.3. Водолажская Т. Идентичность гражданская /Т. Водолажская// Образовательная политика. - 2010 - № 5-6- с. 140-142

5.1.2.6.4. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника [Электронный ресурс] // Интернет-конференция

«Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования» -:http//proektpatriot2.jimdo.com (дата обращений 20.02.2016)

5.1.2.6.5. Иванова Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н. Л. Иванова, Г. Б. Мазилова // Вопросы психологии. -2008 - № 2 - с. 83-93

5.1.2.6.6. Шикова Р. Ю. Гражданская идентичность молодёжи в современной России // Трансформация публичной сферы и сравнительный анализ новых феноменов политики : сб. науч. ст. - Краснодар: КубГУ, 2010- с. 91-97

5.1.2.6.7. Юшин М. А. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодёжи в современной России: дис. кандидата полит. наук. - Тула, 2007 -189 с.

5.1.2.6.8. Зеленова Н. Г, Осипова Л. Е. Мы живем в России. М., 2007

5.1.2.6.9. Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». М., 2003

5.1.2.6.10. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? М., 2003

5.1.2.6.11. Козлова С. А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2001

Публикации по теме:

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособийФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий Дидактические игра «Откуда можно взять монеты и где их хранить?» Для игры используются дидактические материалы: «Где можно хранить деньги»,.

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Аннотация. В статье подробно рассматривается процесс формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Освещаются.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основ гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет
Опубликовано: 24 января 2025 в 14:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ гражданской идентичности у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Арушанян Сильва (УИ 3527192) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!

Объявлены результаты конкурса "Педагог года - 2024" на МААМ!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина
26 января 2025 воскресенье
Путешествуем по карте России!
В гости к кенгуру в Австралию!
Семья — хранитель традиций!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД