Людмила Уразова
Использование LEGO — технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что количество детей, имеющих различные речевые нарушения, за последнее время резко увеличилось. Это связано с ухудшением экологической ситуации, различными инфекционными заболеваниями матерей во время беременности, ухудшением социальных условий жизни. Поэтому проблема развития речи у детей дошкольного возраста является актуальной. В связи с этим возникает необходимость своевременного выявления и коррекции речевых нарушений.
Публикация «Использование LEGO — технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Развитие речи
- Лего. Конструктор LEGO
- Лего. Методические разработки
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельности, большое внимание отводится разработке и внедрению таких педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Технологий, которые дают возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Исследуя различные современные технологии, мы остановили свой выбор на LEGO-технологии. При их использовании, мы можем отметить некоторые преимущества перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи. LEGO конструирование – это вид моделирующей, творческой, продуктивной деятельности. С его помощью трудные задачи можно решить посредством увлекательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок и педагог могут с ней справиться. Поэтому ребенок испытывает психическое состояние успеха. Для соматически ослабленных детей важно сменять статичную сидячую позу, а конструктор LEGO можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене. Он не вызывает у ребёнка негативного отношения, и вся логопедическая работа воспринимается им как игра. Работа с LEGO-технологией позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной или терапевтической цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов LEGO. Несмотря на то что, за рубежом технология LEGO-конструирования применяется педагогами еще с 60х гг. XX в., в России сравнительно недавно отметили ее значение в обучении, воспитании и развитии детей. Исследований с применением данной технологии недостаточно, хотя интерес к ее применению стремительно возрастает. Это обусловлено тем, что технология LEGO-конструирования способствует значительному повышению мотивации и интереса детей к занятиям.
Диапазон использования LEGO с точки зрения конструктивно игрового средства для детей с нарушениями речи довольно широк. Применение дидактических упражнений с использованием LEGO - элементов помогает проведению занятий по введению в грамоту, при коррекции звукопроизношения, формировании лексико-грамматических категорий, слоговой структуры слова, развитии связной речи.
Ребенку в дошкольном возрасте достаточно сложно понять термин «звук». Используя LEGO, мы опираемся на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие. Предлагаем детям провести звуковой анализ слога, слова.
С помощью коротких и длинных кирпичиков, дети выполняют анализ предложения (короткие, длинные слова). При работе с схемой предложения мы используем кирпичики желтого цвета. Деталь 2*6 – длинное слово, 2*2 – короткое слово, 1*1 – точка.
Следующим приемом может быть придумывание детьми слов по набору кирпичиков, а также в подготовительных группах превращение одного слова в другое с помощью удаления некоторых звуков и замену отдельных на другие (корова — рева, котята - утята, белка - булка и т. д.).
Работая с анализом и синтезом слогов, можно использовать человечков синего, красного и зеленого цвета. В начале на построенном мостике встречаются 2 человечка синего и красного цвета, вместе они образуют слог МА, в дальнейшем человечков заменяем на сконструированных детьми из LEGO -элементов буквы.
При знакомстве с звуками дети слушают сказку о приключениях LEGO-человечка и девочки Буковки. Они знакомятся с новым звуком, дают ему характеристику и конструируют соответствующую букву. Каждый звук «живет» в своем LEGO-домике (красном, зеленом, синем, которые были сконструированы детьми группы. А LEGO-человечек и Буковка живут в желтом домике. Этот домик представляет собой модель слова. В домике три окна – начало, середина, конец слова.
Нами был составлен комплекс игр и упражнений по формированию элементарного звукового анализа и синтеза с использованием LEGO.
1. Выдели звук.
Ребёнок ставит деталь LEGO на плату, если слышит заданный звук. Нужный звук произносится с большей силой, длительностью, громкостью.
2. Шифровальщик.
Дети ставят деталь LEGO соответствующего цвета на плату.
3. Сигнальщик.
Дети показывают соответствующую заданному звуку деталь LEGO на плате.
4. Песенки звуков.
Дети слушают сказку о том, как LEGO - человечки (звуки) (из деталей соответствующего цвета) ходили друг к другу в гости и пели песенки, здороваясь друг с другом. Первым здоровался звук - гость, затем звук - хозяин. Например, звук [А] пришёл в гости к звуку [И]. Получилась песенка: - АИ.
5. Счетовод.
Ребёнок выкладывает на плату столько деталей LEGO, сколько услышал заданных звуков.
6. Цифры и звуки.
Покажи такую цифру из LEGO, которая соответствует количеству произнесённых заданных звуков.
7. Городим забор для звука [И].
У домика, в котором «живёт» звук [И], выкладывать столько заборчиков LEGO, сколько было произнесено звуков [И]. Аналогичную игру можно провести с другими звуками.
8. Звуковая башня.
Построить башню из стольких деталей LEGO, сколько заданных звуков было услышано.
9. Звуковые дорожки.
Выложить столько кнопочек LEGO, сколько звуков в слове услышал.
10. Построй мост.
Положи столько брусочков LEGO, сколько звуков в слове. Чей мост длиннее?
11. Засекреченные слова.
По звуковой схеме слова из деталей LEGO нужно подобрать картинки (предметы) с заданным количеством звуков в названии.
12. Подбери шифр.
К названию картинки (предмета) нужно подобрать соответствующую звуковую схему слова из деталей LEGO.
13. Зашифруй слово.
Рядом с картинкой (предметом) выкладывается звуковая схема слова из деталей LEGO.
14. Секретная переписка.
Дети составляют схемы задуманных слов и предлагают их «прочитать» друг другу.
15. Живое слово.
Дети берут платы с деталями LEGO синего, зеленого или красного цвета. Взрослый называет слово. Дети становятся в таком порядке, чтобы получилась звуковая схема данного слова.
Во время конструирования букв на LEGO-плате и в объёмном конструировании закрепляется зрительный образ букв. Дети с огромным удовольствием конструируют буквы не только в процессе занятий, но и в свободной деятельности.
При коррекции звукопроизношения упражнения необходимо выполнять регулярно изо дня в день. А чтобы ребёнку не наскучило отрабатывать одни и те же движения, стоит придумывать к упражнениям разные игровые ситуации и постоянно их менять.
Видоизменения историй и сюжетов через изменение построек - отличительная особенность конструкторов LEGO, поэтому они помогут разнообразить логопедические занятия с детьми.
Можно придумать и разыграть с ребенком логопедическую сказку. Такая игра поможет укрепить мышцы языка, выработать произношение «проблемных» звуков, развить мелку моторику и обогатить словарный запас, к тому же поддержит интерес малыша к занятиям.
Конструкторы LEGO помогут вам выполнить привычные упражнения в новой форме. Не обязательно следовать книжным шаблонам - лучше самим придумать сказку и превратить процесс гимнастики в интересную совместную игру.
Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, логопед скрашивает порой неприятные, болевые ощущения малыша, вызванные монотонностью постановки звуков. Нужно только придумать, как это сделать веселее и увлекательней. Например, постановка вибранта может растянуться на довольно долгий срок. Однотипность упражнений, направленных на вызывание вибрации кончика языка, неприятные ощущения нередко вызывают негативную реакцию у ребенка. Как быть? Можно предложить ребенку сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку с интригой. Например: «У Королевы Красивой Речи сломалась ее любимая машина, а ей обязательно нужно вернуться в свое королевство. Помоги ей!» – просит педагог. Предложив ребенку построить автомобиль, обговорить условие, что заводиться каждая деталь («р»). Аналогичные упражнения с самолетом («л», пчелкой («ж») и т. д.
Элементом работы над автоматизацией звуков в слогах и словах предлагаем выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова. Построить «мостики через речку», расставить «кочки» на «болоте», выложить заданный узор – такие простые задания в виде игры помогают при автоматизации звуков в словах и словосочетаниях.
В работе над лексико-грамматическим строем речи можно использовать следующие игры и упражнения: «Один-много», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Подбери признак», «Подбери действие».
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
При работе с конструктором хорошо отрабатывать грамматические конструкции. Например: согласование числительных с существительными (Сколько в твоём домике окошек? Сколько ягодок на кустике? Как рычит лев в клетке? Кого в твоём зоопарке много? и т. д.); образование новых слов при помощи приставок от глагола («Придумайте новые слова от слова «летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку. Например, вылетела, слетела, подлетела»).
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и правильно употреблять падежные окончания (Котёнок без чего? Чей хвост? Чья лапа).
Отрабатывая лексические темы, можно предложить детям сконструировать фигуры предложенных предметов (мебель, транспорт) или живых существ. Объемные изображения активизируют фразовую речь, способствуют развитию образного мышления. Во время построения сюжета дети отрабатывают навык согласования существительных с числительными в роде, числе и падеже, образования сложных слов.
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами. Готовые постройки помогают закрепить навыки использования предлогов в речи (д/и «Где находится предмет»).
С использованием LEGO работа над рассказом, пересказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объемному образцу из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
При работе над составлением описательного рассказа тщательная детализация построения способствует более полному и глубокому формированию образа объекта изучения.
Дети с удовольствием включаются в игру, ориентированную на пересказ или создание новых сказок, особенно с использованием персонажей, созданных с помощью конструктора.
В работе над развитием связной речи положительная динами наблюдается при работе с набором деталей LEGO® Education "Построй свою историю". Это практико-ориентированный образовательный инструмент, предназначенный для развития языковых навыков, обучающихся в начальной школе, а также в старшей и подготовительной группах детского сада.
Он разработан специально для развития языковых и коммуникативных навыков. Большое разнообразие деталей LEGO – люди, животные, растения, базовые кубики, строительные пластины - позволяют придумывать и собирать свои истории. Один набор рассчитан на одновременную работу 5 детей. Работая в команде или по одиночке, дети в процессе создания истории смогут последовательно рассказать или записать рассказ, не упуская введение, основную часть и заключение истории.
Важное направление применения ЛЕГО – использование его в диагностике. Такой метод, как наблюдение за спонтанной и коллективной, и спонтанной и индивидуальной играми описывается в работах С. Д. Забрамной, Е. М. Мастюковой, О. П. Усановой. Свободная конструктивно игровая деятельность детей с ЛЕГО позволяет не только быстрее установить контакт между учителем-логопедом (дефектологом, воспитателем, детьми и родителями, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка (как с нормальным психофизическим развитием, так и с отклонениями в развитии, с точки зрения сформированности эмоционально волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень его коммуникативности и т. д.
В процессе конструктивно игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. Это позволяет с самых первых занятий оказывать развивающее воздействие на детей дошкольного возраста с нормальным психофизическим развитием.
Работа по развитию речи с применением LEGO-технологии представляет коррекционный логопедический процесс более результативным. Приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций.
Таким образом, использование игровых приемов с помощью LEGO приносит разнообразие в процесс обучения и развития, делает его более ярким, динамичным, развивает конструктивное творчество, воображение и, конечно, мелкую моторику.
Активно привлекая родителей к сотрудничеству, можно вызвать желание совместно заботиться о развитии ребенка, и коррекции речи. В совместной игре дети с родителями вместе обговаривают действия, ищут оптимальные варианты конструирования, радуются успехам, возникает тесный дружественный контакт. В результате таких встреч, многие родители становятся более квалифицированными помощниками педагогов.
На наш взгляд данная технология будет способствовать активизации речевой деятельности, а именно формированию ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля за речевой продукцией.
Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.
Список использованных источников :
1. Венгер Л. А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст). М., 1969.
Власова Т. А. ; Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
2. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. М., 1991.
3. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1988.
4. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольника. М. ; Л., 1948.
5. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов дефектологов.» : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Москва; 2003
6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М., 1999.
7. Поддъяков Н. Н. Конструирование // Сенсорное воспитание в детском саду /Под. ред. Н Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой. М., 1981.
8. Твардовская А. А., Тропынина М. А. Технология диагностико - коррекционной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами легоконструирования в условиях Лекотеки. - Казань: Отечество, 2014. – 30 с.
9. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.