Камила Джумагазиева
Использование ИКТ в работе с детьми с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование ИКТ в работе с детьми с нарушением зрения»
Стремительное развитие информационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Традиционные для методики обучения демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации постепенно заменяются современными мультимедийными, объединяющими различные форматы текста, звука, графики и видео. Глобальные компьютерные сети Интернет предоставляют огромные возможности для самых разнообразных способов коммуникации. Инновационные технологии позволяют и стимулируют учащихся к активным, самостоятельным формам приобретения знаний, по возможности, автономному поиску и работе с информацией, тем самым повышая творческую и интеллектуальную составляющие учебной деятельности.
Публикация «Использование ИКТ в работе с детьми с нарушением зрения» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
Информационные технологии становятся одним из основных средств обучения, в том числе детей с особенностями психофизического развития (ОПФР, открывая им новые перспективы и предоставляя возможность получения полноценного, качественного и конкурентоспособного образования.
Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушениями зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений, осуществлению лечебно-восстановительной работы по исправлению нарушений зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. Таким образом, одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
Для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятии и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей. Проведение же специальных игр и упражнений для развития зрительного восприятия вне определенной деятельности нецелесообразно, так как ведет за собой не только к дополнительной нагрузке на детей и их утомлению. При этом ребенок не получает конкретных навыков и умений использования зрительной информации.
Детям с нарушением зрения необходима система специальных занятий. В систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии. В сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия они способствуют развитию психических процессов у детей, развитию зрительного восприятия, зрительных функций, развитию личности ребенка в целом, повышению качества его обучения.
Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании детей с нарушениями зрения обладает многомерной педагогической эффективностью, так как:
выступает в качестве начальной ступени в процессе подготовки ребенка к овладению информационной деятельностью. Обеспечивая усвоение элементарных умений использования компьютеров и преемственностью между дошкольным информационным образованием и становящимся обязательным изучением информатики в начальной школе;
обеспечивает дополнительные условия совершенствования предметных знаний и умений дошкольников. Повышения уровня их развития за счет неосуществимой для традиционной организации индивидуализации обучения.
Коррекция и восстановление зрения – вот главная задача специализированного детского сада для детей с нарушением зрения. Этот процесс становится более успешным, когда в дело вступают инновационные технологии. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в деле коррекции зрительных функций таких, как повышение остроты зрения, развитие прослеживающих функций глаз, развитие подвижности глазных мышц, цветовосприятие, развитие бинокулярного зрения, слияния, совмещения.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.
Компьютерные обучающие программы эффективно применяются врачами-офтальмологами и педагогами для лечения, коррекции и профилактики зрительной патологии.
Компьютерные игры, используемые педагогами, направлены, прежде всего, на обучение и развитие дошкольников. Выявлено, что посредством обучающих компьютерных программ у детей с нарушением зрения развиваются умения и навыки, необходимые для лечебно-профилактических мероприятий с применением офтальмологической аппаратуры. Так, в процессе тренировочных игровых заданий дети младшего возраста обучаются фиксировать взор. Игровые компьютерные программы, применяемые в процессе медико-педагогической реабилитации имеют большое значение для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Развитие указанных навыков вызывают разнообразные перемещения изображений на экране компьютера, за которыми ребенок следит глазами. Правильность решения игровой задачи зависит от того, как быстро ребенок сможет научиться движениями нужной клавиши (щелчком нужной кнопки мыши) провести изображение на экране в нужном направлении. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.
Решение ребенком игровых задач посредством компьютерных технологий способствует развитию психических процессов: мышления, внимания, произвольности поведения. Опыт практической медико-педагогической работы доказывает, что лишь достигнув достаточного уровня развития психических процессов у ребенка можно повысить результативность лечения зрительных заболеваний и закрепить эти результаты.
Так же в процессе обучения важно учитывать игровую мотивацию, сопровождающую лечебно-профилактическую работу педагогов и врача-офтальмолога. Стремление к игре помогает ребенку без лишних усилий осуществлять лечение и коррекцию зрительной патологии. Интерес, который вызывают занятий на компьютере, лежит в основе формирования таких важных для процесса лечения и коррекционно-развивающего обучения структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, развитие зрительно - моторной координации.
Для детей младшего и среднего возраста рекомендуются игры на развитие зрительного восприятия. Это достаточно распространенные компьютерные программы, в которых надо собрать картинку из нескольких частей или найти спрятавшуюся фигуру. Так же довольно интересны компьютерные раскраски. Дети с интересом подбирают различные цветовые решения для заданных по контуру форм и фигур.
Свою эффективность подтвердили программы, в которых при помощи курсора можно нарисовать любую фигуру или картинку. Такие игры развивают не только восприятие, но и воображение детей, а также совершенствуют зрительно-моторную координацию – система «Глаз – рука».
Широкое распространение на практике получили специальные программы для развития ориентировки в пространстве (например, «Ну погоди», а так же игры по типу лабиринтов).
Также большую ценность представляют компьютерные интерактивные тренировочные программы, такие как: «Цветок», «Клинок», «Крестики», «Паучок». Они помогают детям восстанавливать нарушенное зрение : стимулируют работу глаз, помогают в лечении косоглазия и амблиопии, помогают в восстановлении и развитии бинокулярного зрения. Программа «Цветок» предлагает ребёнку серию усложняющихся, но однотипных зрительных упражнений, состоящих в поиске заданного объекта среди нескольких объектов, предъявляемых на лепестках цветка. В отдельных тестах меняется цветовой фон, это помогает нашим детям бороться со зрительной усталостью. Постепенное усложнение заключается в увеличении количества картинок и уменьшении их размера. Программы "Крестики" и «Паучок» являются игровыми стимуляторами для лечения амблиопии. В программе «Крестики» используется инвертирующееся шахматное поле. Этот стимул активизирует нейроны и восстанавливает межнейронные связи на всех уровнях зрительной системы. В ходе игры клетки уменьшаются до порога различения их игроком. Частоты инвертирования связаны с размером клеток, обеспечивая наибольший лечебный эффект. Контраст изображения можно выбирать в широких пределах: от максимального для стимуляции, до едва различимого для тренировки. Для воздействия на яркостные и цветооппонентные каналы зрительной системы используем черно-белые, красно-зеленые или желто-синие шахматные поля. «Паучок» - ещё одна игра для лечения амблиопии, где стимуляция производится структурированными динамическими изображениями. Игровая задача побуждает ребёнка удерживать взор вблизи центров подвижных радиальных или спиральных решеток. В процессе игры активизируются визомоторная деятельность, конвергенция и аккомодация. Как и в предыдущей игре, контраст и цвет изображения можно выбирать. Продолжительность одной игры - 5 минут.
«Клинок» - комплексная интерактивная компьютерная программа для лечения косоглазия, позволяющая осуществлять все традиционные процедуры аппаратного лечения, проводимого на синоптофоре. Программа построена по принципу имитации соответствующих процедур, но позволяет расширить их временной и скоростной диапазон и использовать ряд новых режимов стимуляции. Мы используем данные программы под наблюдением врача-офтальмолога, который определяет вид зрительной нагрузки и продолжительность занятий для каждого ребёнка.
Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.
Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ребенком и помогая ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.
Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютерные игры становятся средством для обучения важным аспектам коммуникации, необходимой для совместной деятельности ребенка с педагогом и его сверстниками.
Результаты обследований (офтальмологических и психолого-педагогических) позволяют утверждать, что внедрение игровых компьютерных программ эффективно для офтальмологического лечения детей с нарушением зрения и закрепления результатов такого лечения; у детей 3 - 5 лет развиваются интеллектуальные и моторные навыки и умения. Наработанные в такой деятельности навыки и умения служит базисом для дальнейшего более сложного офтальмологического лечения на специальной аппаратуре.