Екатерина Маркина
Использование ИКТ в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Применение ИКТ в ДОУ может стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, управления, необходимое для совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
Публикация «Использование ИКТ в непосредственно образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Информационно-коммуникационные технологии дают массу новых возможностей для организации непрерывной образовательной деятельности, значительно повышают наглядность представления материала и качество его усвоения, при их грамотном использовании.
Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать образовательный процесс интересным, насыщенным и занимательным. Используемый материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Поэтому использование мультимедийных презентаций, с включением в них занимательных вопросов, игр, отрывков из мультфильмов, будут являться прекрасными помощниками при проведении НОД. Но главным принципом при организации деятельности детей дошкольного возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам быстрее достичь поставленной цели во время образовательного процесса.
Особо продуктивные условия в непрерывной образовательной деятельности воссоздаются в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы детей подготовительной группы значительно повышается. Цель работы – показать на примере НОД по познавательному развитию актуальность применения и способ задействования предметно – пространственной среды с использованием мультимедийных технологий в образовательном процессе. Их использование может привести к эффективности деятельности воспитателей; к повышению уровня воспитания и образования. Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка. Предлагаю образец построения на основе НОД по познавательному развитию на тему: «Электричество и бытовые приборы».
Предлагаем использовать в работе план-модель НОД. Он дает представление об идее и логике образовательной деятельности, отражает последовательность действий и диалога с детьми, но не ограничивает воспитателя и детей в импровизации, идеях, свободном выборе и общении.
Цель НОД совершенствование умений детей в проведении самостоятельных исследований и опытов со статическим электричеством.
Использованный материал : принадлежности для опытов (соль, перец, шарик на каждого ребенка, контейнеры с водой, кораблики, запись с песней, игрушечная отверка (для показа) презентация с правилами и заданием – игрой «Найди фиксиков», видеоролик профессор Тесла, все про электричество.
Организация мотивационного этапа, как правило, вызывает у воспитателей затруднения. Об этом можно судить по тому, как однообразны приемы, которые они используют в конспектах. Предлагаем использовать небольшие релаксационные упражнения (Ходит солнышко по кругу). Далее предлагается обратить внимание на уже имеющиеся знания, прочитать ранее изученные стихи, правила с использованием презентации, дети знающие правила выбирают иллюстрации под правило и озвучивают его. Правило подкрепляется слайдами по теме на экране. Слайды привлекают внимание и обеспечивают лучшее закрепление информации. Новый материал, сложный для восприятия детей представлен ярким и доступным видеороликом профессора Тесла «Все про электричество». Яркие образы и запоминающийся и доступный рассказ на основе экспериментов повышают качество НОД.
Игра – гимнастика для глаз «Найди фиксиков» помогает отдохнуть глазам, закрепить математический счет.
Сюрпризным моментом НОД является герой мультфильма «Фиксики», героиня положительная, нуждающаяся в помощи. В данном случаи используется переодетый ребенок. Произвольное внимание в дошкольном возрасте только формируется, и воспитателю нужно постараться, чтобы мотивом участия детей в НОД был их непосредственный интерес, а не указание взрослого. Дети с большим энтузиазмом готовы прийти на помощь ожившему герою, исполнить с ним танец, выполняющий роль разминки.
Следующим этапом является применения загадок. В ходе работы с детьми я пришла к выводу, что воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. С помощью загадок у детей можно формировать не только любовь к народному творчеству, к родному языку, окружающему их миру, но и развивать мышление детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы, больший эффект несет появление отгадки на экране.
Ключевые вопросы придают общую логику НОД. Это несколько связанных между собой вопросов, которые побуждают детей к продуктивному диалогу. Их количество – 4–5, иногда может использоваться больше. Они заставляют думать, рассуждать, действовать и в итоге приводят к результату. Вопросы могут быть мотивирующими (побуждающими к действию, направляющими, проблемными, оценочно-рефлексивными. В этом случае ключевые вопросы подвели к пониманию об использовании электричества человеком, его значении и разнообразии.
Опытная часть состоит из работы со статическим электричеством, дающая познание через эксперименты. Эксперименты построены на самостоятельной деятельности детей, позволяющей получить и использовать статическое электричество, для помощи мультипликационному персонажу. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, если это необходимо.
Рефлексия является важным этапом. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Уровень сложности заданий соответствовал возможностям детей, учитывались индивидуальные особенности детей при подборе содержания, форм поддержки и стимулирования поисковой и исследовательской деятельности. Чтобы подвести общий итог занятия я использовала прием-вопрос. Дети отвечали на вопрос с помощью специальных символов выразили свое отношение к собственной деятельности.
Продуманно расположение детей в пространстве на протяжении всего занятия присутствовала постоянная смена деятельности (рисунок 1).
Данные методические рекомендации помогут педагогам в углублении знаний детей для использования в образовательном процессе, по работе с электричеством Педагоги, которые работают с детьми дошкольного возраста, должны изучать методическую литературу, опыт коллег, применять творческий подход к процессу, чтобы вызывать у воспитанников живой отклик, неподдельную заинтересованность, увлечь их различными видами деятельности.
Рис. 1. Схема взаимосвязи хозяйственных факторов
Зонирование пространства
Прилагается конспект НОД: «Электричество и бытовые приборы».
Воспитатель: Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рада вас видеть, какие вы красивые, добрые и в хорошем настроении! А у меня вот настроение грустное. Я хотела показать на ноутбуке вам презентацию, но мы не можем ее посмотреть, потому что не работает розетка. Как вы думаете, могу ли я ее починить сама? (беру отвертку)
Дети: нельзя там ток, электричество.
Воспитатель: да, электричество – одно из самых важных открытий человечества, но электрический ток представляет огромную, и даже смертельную опасность, что может случится, нам расскажут ребята если нарушать правила пользования электроприборами. (выходят дети читают стихотворение М. Монаковой “Розетки мне не интересны!”)
Ребё нок 1:
В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней полдня,
Спицу вставили в розетку,
Из розетки – столб огня!
Мы с соседкой еле-еле
Прыгнуть в сторону успели.
Папа мой, большой знаток,
Нам сказал:
Ребёнок 2.
“В розетке – ток,
Вам розетку эту я
Трогать не советую,
Утюги и провода
Не хватайте никогда!
Ток невидимый без рук
Вас ударить может вдруг!”
Воспитатель: Ребята, чему учит нас это стихотворение?
Дети: ток опасен, нельзя баловаться с розеткой.
Воспитатель: Правильно, если не соблюдать правила безопасности при использовании электроприборов, может случиться беда. Расскажите, какие правила вы знаете?
На экране появляются картинки с правилами использования электроприборов слайд №
Правило№ 1: Никогда не дотрагивайтесь до электроприборов и проводов мокрыми руками, так как вода пропускает через себя ток.
Правило № 2: Не пользуйся водой вблизи включенных электроприборов.
Правило № 3: Не играй с розетками.
Правило № 4: Не трогай оголенные провода
Правило № 5 : Уходя из дома, выключай свет и отключай электроприборы.
Воспитатель: Я надеюсь, вы запомните эти правила и будите их соблюдать. Давайте пройдем на места и посмотрим на экран (просмотр видеоролика об электричестве) Воспитатель: Что важного мы узнали?
Дети: Электрический ток бежит по проводам и заставляет приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны.
Воспитатель: Но что же делать? Ребята, кто же сможет нам помочь починить розетку? (Звучит песня Фиксиков)
Воспитатель: Фиксики все знают. Давайте их позовем
Дети: Фиксики приходите! (Экран заставка письма)
Воспитатель: Фиксики решили с нами поиграть. Ребята посмотрите на доску, не поворачивая головы, найдите, где спрятались Фиксики. Раз, два, три, четыре, пять – будем Фиксиков искать! Гимнастика для глаз «Найди фиксиков». Сколько Фиксиков? Дети:4.
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием, Фиксики помогите нам пожалуйста починить розетку. (На экране появляется письмо от Фиксиков) Заходит Симка.
Симка: Мы поможем починить розетку, если вы выполните разные задания. Воспитатель: Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Симка предлагает для начала нам потанцевать. (Звучит песня из Фиксиков, танцуем вместе с Симкой) .
Воспитатель: Молодцы, а вот еще одно задание, которое нужно разгадать и сказать, для чего нужен тот или иной электроприбор. (Слайды с изображениями техники)
Вот так дом: одно окно,
Каждый день в окне — кино.
Живет в нем вся Вселенная,
А вещь — обыкновенная.
(телевизор, из него узнаем последние новости)
Я очень люблю побродить по коврам,
По мягким диванам, по темным углам.
Там вкусную пыль я всегда нахожу
И от наслаждения громко жужжу.
(пылесос. Пылесосом пылесосят ковры, мебель, помещение)
Сушит ветер-суховей
Кудри мамочки моей
(фен, помогает быстро высушить волосы)
Пиццу, курицы, котлеты
Греет нам зимой и летом.
Греет быстро, очень ловко,
Ведь она – (Микроволновка, в ней разогревают еду)
Эта прачка – автомат
Нам стирает все подряд.
(Стиральная машина, в ней стирают белье)
Летом папа нам привез
В белом ящике мороз —
И теперь мороз сухой
У нас и летом и зимой
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник, нужен для хранения продуктов)
Заставка письма.
Воспитатель: Отлично!
Симка: Знаете ли вы, как одним словом можно назвать холодильник, чайник?
Дети: Бытовая техника.
Воспитатель: Правильно, Бытовая техника наши лучшие помощники. Они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. А почему бытовую технику называют электроприборами?
Дети: Приборы работают от электричества.
Посмотрите на картинки. (Появляются слайды на доске) Как вы думаете, от чего работает эта электростанция? (От воды) Значит она какая? (Водная) Эта электростанция работает от тепла, значит она какая? (Тепловая) От чего работает эта электростанция? (От солнца) Значит она какая? (Солнечная). А эта работает от силы ветра, значит она какая? (Ветряная)
Воспитатель: А есть электричество неопасное. Статическое. Оно живет повсюду, и если его поймать, то с ним можно поиграть. А вы хотите научиться создавать электричество? Давайте отправимся в путешествие по нашему проводу (Бегут по веревочке проговаривая слова)
Ток бежит по проводам
Свет несёт в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы
Кофемолка, пылесос
Ток энергию принес.
Дети проходят за столы. Воспитатель:
Посмотрите, что же в этих тарелках?
Симка: Нолик случайно просыпал соль в перец, а для того чтобы вернуть все обратно ему нужна наша помощь. Можно ли теперь разделить соль и перец? Дети: Перец мелкий, его трудно выбрать.
Воспитатель: Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Возьмем воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяную ткань, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется в тарелке. Это пример действия статического электричества.
Дети проводят эксперимент с солью и перцем.
Воспитатель: Ребята, Симка хочет показать нам как управлять кораблем с помощью статического электричества
Симка: Ребята, нужно потереть шарик об голову, а затем поднести к кораблю не дотрагиваясь до него.
Проводят эксперимент «Плавающие кораблики».
Воспитатель: Замечательно, эксперименты удались.
Симка: Розетка работает.
Воспитатель: Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – ростопырка. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы. Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня есть вот такой Помогатор, но нем нет ладошки. Ладошки прикреплять будете вы. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно.
Дети крепят ладошки.
Воспитатель: Конечно же, дети активно отвечали на вопросы, с интересом выполняли сложные задания, поэтому на Помогаторе у нас зеленые ладошки!