МААМ-картинки

Использование ИКТ для усиления мотивации к музыкальной деятельности дошкольников

Виктория Тобонова
Использование ИКТ для усиления мотивации к музыкальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ д/с «КНЧЭЭН»

Доклад на тему:

«Использование ИКТ в работе музыкального руководителя дошкольного учреждения»

(Тема самообразования на 2016-2019 уч. год)

Выполнила: музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад «Кнчээн» с. Маар

Тобонова В. А.

г. Нюрба - 2017 г.

Публикация «Использование ИКТ для усиления мотивации к музыкальной деятельности дошкольников» размещена в разделах

«Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

мы украдём у наших детей завтра”

Джон Дьюи

Эти слова заставляют задуматься любого педагога, которому небезразличны его воспитанники. Глобальная информатизация общества становится одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности современного человека. Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию.

Теория.

Компьютерные программы приучают детей к самостоятельности и развивают навык самоконтроля. Маленькие дети требуют большей помощи при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль правильности освобождает время педагога для параллельной работы с другими детьми. Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников собранность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.

Современный детский сад не должен отставать от требований времени, а значит, и современный музыкальный руководитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача – формирование художественного вкуса, развитие творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

И я имею возможность ввести в свою работу компьютерные музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: музыка, живопись, литература, народные промыслы. Таким образом, использование компьютера очень удобно не только для усвоения музыкального материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.

Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии, и иллюстрации для занятий.

Функции демонстрационного материала на детских утренниках, а также во время проведения повседневных музыкальных занятий выполняют презентации, созданный в приложении Microsoft Office PowerPoint. Они заменяют множество картинок, плакатов и аудиозаписей. В своей работе я использую презентации по пьесам П. И. Чайковского, например, «Апрель», «Октябрь». Незаменимы в работе презентации по изучению композиторов-классиков (Гендель, Бах, Вивальди, Бетховен, Моцарт, а также композиторов эпохи Романтизма (Мендельсон, Шуберт, Шопен, Шуман, Брамс, Лист, Россини). Они позволяют сделать знакомство с великими музыкантами более увлекательным и интересным. Эти презентации подходят для многих возрастных категорий детей.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Практика.

Традиционно музыкальное занятие я начинаю с музыкально-ритмических движений. Все чаще использую аудио- или видеозаписи. Это облегчает мне работу, так как я не сижу за фортепиано, а могу показать танцевальное движение или кого-то поправить. Новые движения я могу записать на видео, и дети смотрят красивый показ и стараются сделать так же. Этим я добиваюсь выразительного качественного выполнения движений, слежу за тем, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой прием развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация передается в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Хороводы чаще всего проходят под народные песни. Хотя текст песен подсказывает содержание и последовательность движений, дети самостоятельно его инсценируют в соответствии с развитием сюжета, выполняя отдельные роли. Танцы обычно построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении – пары, круг, в шахматном порядке и так далее. Детям очень нравится танцевать под детскую современную музыку.

Восприятие музыки – это самый распространенный вид музыкальной деятельности, доступный каждому. Благодаря новым информационным технологиям эстрадная музыка звучит везде : и по телевидению, и по радио, и в компьютере, и в мобильном телефоне. Но очень мало классической музыки. Я стараюсь это восполнить. У меня большая подборка классической музыки, которую мы с детьми слушаем на музыкальных занятиях. Также музыкальным фоном праздников и развлечений стараюсь сделать именно классическую музыку. Некоторые праздники были полностью построены на классике. Например, на осеннем празднике по сказке «Чиполлино» музыка Арама Хачатуряна являлась основным фоном, а также звучала и в танцах, и в играх детей. Я предлагаю родителям слушать классику и дома вместе с детьми. Ведь если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, народная музыка, он, естественно, привыкает к её звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.

В моей коллекции много музыки, объединенной одной темой: «Песни Великой Отечественной Войны», «Релаксация с музыкальным сопровождением», «Песенки-инсценировки для развития речи и вокальных навыков» Е. Железновой, много музыкальных сказок и песен из мультфильмов.

Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами музыкальной выразительности. Дети учатся высказывать свои сопереживания, эмоции, размышлять об услышанном. В результате развивается речь, мышление, художественный вкус.

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Чтобы разучить песню, мы сначала слушаем, а выучив, прослушиваем, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогает аудио- или видеозапись.

Часто использую в своей работе презентации. Мультимедийные презентации год от года становятся все более востребованной и эффективной формой проведения занятий. Стремительное развитие мультимедийных презентаций и масштабность их применения в сфере образования объясняется в первую очередь многочисленными преимуществами использования. К ним относятся:

• информационная емкость - основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием, возможность в одной мультимедийной презентации разместить достаточно большой объем графической, текстовой и звуковой информации;

• компактность - в качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты, но, независимо от формы и емкости, все эти типы носителей отличаются компактностью и удобством хранения;

• доступность - достоинства презентации в том, что ее просто сделать;

• наглядность и эмоциональная привлекательность - мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подобрать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации, будут способствовать комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;

• мобильность - все, что нужно для демонстрации - это носитель и компьютер;

• многофункциональность - возможность многократного использования одной мультимедийной презентации, ее дополнения новыми текстовыми и графическими материалами, модификации.

Применение информационных технологий на музыкальных занятиях в детском саду является базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом. Программа Power Point дает возможность использовать на музыкальном занятии схемы, рисунки, портреты композиторов, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах работы с детьми старшего дошкольного возраста, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать предлагаемый материал. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает поэтапно представить учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание детей на главном в изучаемом материале. С помощью компьютера дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов, знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту. По моему мнению, современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В таком случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому как звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста (соблюдая требования СанПиНов) я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала, для закрепления пройденного, контроля и проверки знаний (викторины, тесты, диагностики качества обучения (тесты). Например, при знакомстве детей с симфоническим оркестром я использую презентацию «Инструменты симфонического оркестра». Перед детьми очень наглядно представлен весь оркестр и группы инструментов. Звучание каждого инструмента дает возможность детям слышать полную картину мира симфонического оркестра. Используя возможности программы PowerPoint, мной были разработаны презентации, посвященные знакомству с творчеством композиторов. Очень нравятся детям презентации – сказки, которые вводят их в мир музыкальной грамоты («Мажор и минор», «Королевство Скрипичного ключа» и др.).

Преимущества музыкальных занятий с использованием мультимедийных презентаций в программе Power Point :

- использование анимации и сюрпризных моментов делает познавательный процесс интересным и выразительным;

- дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением;

- гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию.

Перспективные планы, документация, конспекты занятий – для этого я использую программу Microsoft Word. Составлении диагностических карт - Microsoft Excel. Уже привычными для нас средствами медийных устройств стали цифровые фотоаппараты, принтеры, сканеры, копиры, мобильные телефоны с возможностью выхода в Internet. Информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, так что освоение ИКТ - жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования.

Использование информационных технологий помогает педагогу повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:

- психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

- возбуждает живой интерес к предмету познания;

- расширяет кругозор детей;

- повышает уровень использования наглядности на занятиях.

Вывод.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, повысить его эффективность.

Полученные результаты:

Повышение эффективности процесса обучения.

Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.

Активизация познавательной деятельности детей.

Создание единой информационной среды.

Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.

Реализуя программу информатизации в детском саду можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить работу педагогов ДОУ с детьми.

Список используемой литературы :

1. Гулак И. В. Использование компьютера// Управление ДОУ. – 2010.

2. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника// Новая школа. – 2011.

3. Горвиц Ю., Позняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 2009.

4. Калинина Т. В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве// Управление ДОУ. – 2012.

5. Интернетресурсы

Публикации по теме:

Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников Тема моего выступления «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников» Свое выступление хочу начать с цитаты Е. Ф. Одоевского.

Использование элементов нестандартной аэробики для повышения мотивации дошкольников Сообщение из опыта работы «Использование элементов нестандартной аэробики для повышения мотивации дошкольников при проведении утренней зарядки».

Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно,.

ИКТ на уроках немецкого языка для решения проблемы мотивации учащихся Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка в школе. Одной из самых главных и острых проблем современной.

Презентация  «Использование ИКТ в театрализованной деятельности дошкольников» 1 слайд: Применение информационно – коммуникативных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет.

Использование игровых технологий в музыкальной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до Содержание. 1. Постановка задачи. 3 2. Анализ методической литературы. 4 3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКУ. 8 4. Результаты внедрения.

Мастер-класс «Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников через использование электронных игр» Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада поделиться своим опытом работы в создании и подготовке музыкально-дидактических игр с помощью экрана.

Повышение уровня учебной мотивации путем активного использования ИКТ в образовательной деятельности "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда". Древняя мудрость.

План по самообразованию «Использование ИКТ для развития познавательных интересов дошкольников через экспериментирование» План работы по самообразованию Васильевой Валентины Александровны на 2016-2017 учебный год. Воспитатель детского сада. Среднее специальное.

Использование ИКТ в развитии дошкольников Мы и наши дети живут в век информационных технологий, которые с каждым годом все плотнее входят в нашу жизнь. Компьютерами в школьных классах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ для усиления мотивации к музыкальной деятельности дошкольников
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 06:17
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование ИКТ для усиления мотивации к музыкальной деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Тобонова (УИ 1529790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД