вера ващелина
ИКТ на уроках немецкого языка для решения проблемы мотивации учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка в школе.
Одной из самых главных и острых проблем современной школы является проблема мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. В отношении к предмету “Иностранный язык” эта проблема проявляется в том, что у детей постепенно, от класса к классу, снижается интерес к овладению языком. Если в самом начале мотивация к изучению языка, как правило высокая, то впоследствии отношение меняется, многие разочаровываются. “Ведь этот процесс предполагает период накопления “строительного материала”, стадию неизбежного примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось”. В результате “пропадает встречная активность, ослабевает воля, снижается в целом успеваемость” .
Публикация «ИКТ на уроках немецкого языка для решения проблемы мотивации учащихся» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Немецкий язык в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Работая учителем иностранного языка, я также столкнулась с низкой мотивацией учащихся при обучении детей не только 5 и 6 классов, но и младших школьников. В качестве примера обозначения данной проблемы и попытки её решения можно рассмотреть 6 класс. При работе с учащимися этого класса я сделала вывод, что при организации традиционных уроков дети плохо включаются в работу, отличаются низкой концентрацией внимания и уровнем интереса к изучаемому материалу.
При работе над решением данной проблемы я решила обратиться к некоторым современным образовательным технологиям организации обучения и попытаться применить их на уроках. Ниже перечислены основные технологии, используемые мной на уроках :
1) использование межпредметных связей;
2) информационные технологии;
3) игровые методы обучения;
4) методы организации самостоятельной работы учащихся.
Использование межпредметных связей играет важную роль при обучении иностранному языку. Междисциплинарная интеграция является одним из важнейших направлений реформирования образовательных систем, указанных в документах ЮНЕСКО.
Наилучшим вариантом использования межпредметных связей в 6 классе является использование на уроках по чтению текстов, относящихся к истории и географии Германии и адаптированных учителем с точки зрения возрастных особенностей детей.
Информационные технологии приобретают в настоящее время всё большее и большее значение. “Компьютер как средство обучения обладает способностью “откликаться” на действия ученика и учителя, “вступать” с ними в диалог”. На уроках развития навыков чтения в 6 классе с целью более яркой и увлекательной подачи материала и организации игровой деятельности учащихся я разрабатываю компьютерные презентации в формате Power Point. Как показывает опыт, использование компьютерной презентации на уроке является важнейшим приёмом, усиливающим эмоциональное воздействие на детей и способствующим вовлечению их в работу.
Игровые методы обучения также широко применяются в современной школе. “Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажая свои психофизические, интеллектуальные способности, как в игре”. Как показывает практика, детям очень интересно и увлекательно работать на уроках, организованных на соревновательной основе (викторины, КВН, “Что? Где? Когда?” и т. д.). Повышается и ответственность учащихся – каждый понимает, что от его внимательной работы зависит результат той команды, за которую он играет.
Методы организации самостоятельной работы учащихся являются одними из наиболее актуальных при организации обучения в современной школе. “Только в том случае, когда активная работа самого ученика наблюдается и в классе в присутствии учителя, и вне класса при самостоятельной подготовке, можно считать, что обучение иностранному языку хорошо организовано и является эффективным”.
Для плодотворной работы на уроках учащиеся должны научиться работать с разными источниками на иностранном языке : справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
• планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
— самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Иностранный язык — один из важных учебных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Изучение иностранного языка и в том числе немецкого способствует приобщению школьников к культуре другого народа и вместе с тем осознанию себя как носителей культуры и духовных ценностей своего народа и соответственно осознанию своей национальной идентичности. Я стараюсь планировать уроки так, чтобы дети научились :
• воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
• воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение,рассказ. интервью);
• воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/ необходимую информацию. Время звучания текстов для аудирования - до 1 мин. ;
Используя информационно – коммуникативные технологии (Мультимедийный проектор, компьютер, дети получают больше возможностей для воспитания у них чувства уважения к культуре народов стран изучаемого языка :
• элементарные представления о культурном достоянии стран;
• первоначальный опыт межкультурной коммуникации;
уважение к иному мнению и культуре других народов;