Елена Козлова
Повышение уровня учебной мотивации путем активного использования ИКТ в образовательной деятельности
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда". Древняя мудрость
Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.
Публикация «Повышение уровня учебной мотивации путем активного использования ИКТ в образовательной деятельности» размещена в разделах
Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Наше дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
Несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили дидактический материал, наглядные пособия, рисовали всё своими руками. Изменился мир, появились новые возможности для воспитателей. Теперь оформляя стенды группы к новому учебному году, мы не берем в руки карандаши, кисточки и краски. Мы обращаемся к информационным технологиям: технологии сканирования, технологии создания и обработки графических изображений, технологии создания и обработки текстовой информации.
По результатам анкетирования 57% наших педагогов используют в работе ИКТ в непосредственной образовательной деятельности (8 человек из 14 опрошенных) .
В профессиональной деятельности используют компьютеры 71 % педагогов (10 из 14). Из них имеют: базовый уровень – 40% (4 человека); пользовательский уровень –30 % (3 участника анкетирования, профессиональный уровень - 30% (3 человека) ; 43% (6 человек) подключены к сети Интернет и имеют собственную электронную почту.
Но вместе с тем, существует ряд серьезных проблем, важнейшими из них являются:
- Низкая скорость Интернета;
- Невысокий уровень информационной культуры педагогов;
- Недостаточный уровень готовности педагогов к массовому применению информационных и Интернет-технологий в образовательном процессе;
- Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой;
- Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе; не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ на занятиях.
- Жизненная необходимость введения в штатное расписание образовательных учреждений должностей системного администратора, инженера по обслуживанию компьютерной техники;
И наша задача на сегодня - решить эти проблемы…
Компьютер существенно облегчает процесс подготовки к занятиям. Он позволяет быстро изготовить необходимые дидактические пособия, раздаточный материал, предметные и сюжетные картинки, маски, медальоны для подвижных игр, театральной деятельности и многое другое.
В настоящее время использование ИКТ в практику ДОУ в основном заключается в следующем:
• подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации, оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности;
• подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
• обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
• создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
• оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности;
• использование цифровой фото и видеоаппаратуры и программ редактирования информации для просмотра, хранения и предоставления общего доступа всего фото и видеоматериала;
• использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
• создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.
Овладение информатизацией начинается с раннего детства, потому как «способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту" (Глен Доман)
Очень тяжело маленькому ребенку высидеть на занятии 10- 20 минут, не потому что не хочет, а потому что не может. Таковы возрастные особенности. Значит использование информационных технологий в ДОУ для повышения эффективности образовательного процесса, — процесс объективный и вполне закономерный. Это требует оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием.
Средства ИКТ в МДОУ «Пингвин» :
Компьютеры, мультимедийный проектор, принтеры и сканеры, DVD- проигрыватели, телевизоры, магнитофоны, фотоаппарат.
80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становится более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Применение спецэффектов, анимации помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей большой интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше. Дети уходят с занятия радостные, с ощущением успеха.
Преимущества компьютера:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
Наша задача заключается в создании системы и методики использования информационно-коммуникационных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью. Согласно действующим санитарно- эпидемиологическим нормам занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводится 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр презентации не может длиться дольше этого времени. После занятия необходима небольшая гимнастика для глаз.
Ошибки при использовании ИКТ :
- Недостаточная методическая подготовленность педагога
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
- Бесплановость, случайность применения ИКТ
- Перегруженность занятия демонстрацией.
В нашем детском саду я начала работу по направлению использования ИКТ год назад. Я использую презентации MS Power Point в непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении детей с окружающей действительностью. Так я создала серию презентаций – бесед на темы: «Времена года», «Север- наш край!», «Великие люди- герои» и другие по изучаемой программе «Семицветик» и презентации по изучаемым темам по основам безопасности жизнедеятельности- «Ребенок и природа», «Ребенок и другие люди» - правила поведения детей дома и на улице. В презентациях широко используются загадки, красочные иллюстрации, познавательный материал, взятый из энциклопедий для детей и Интернета.
Сейчас мы плавно переходим к использованию компьютера в работе с родителями:
- на родительских собраниях, где можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью.
- консультации специалистов для родителей.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.