Галина Гузь
Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать
Тема моего выступления
«Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников»
Свое выступление хочу начать с цитаты Е. Ф. Одоевского «Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям».
Слайд 3:
Публикация «Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Цель: развитие познавательных способностей дошкольников средствами ИКТ в экологическом воспитании.
Слайд 4:
Задачи:
1. Формирование целостной системы знаний о природе.
2. Освоение трудовых навыков и умений с объектами живой и неживой природы.
3. Формирование положительного опыта общения детей с природой (этического, эстетического, познавательного, практического, творческого).
Слайд 5:
Актуальность:
Познание родной природы является источником первых знаний. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими окружающего мира. Экологическое воспитание дошкольников влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни.
В дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности. Поэтому наряду с другими задачами программы особо выделяю у детей экологическому воспитанию.
Уверена, что если ребенку дошкольного возраста обеспечить систематическую, целенаправленную, методически правильно организованную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий экологического содержания (равно как и любого другого, то уровень любознательности и познавательной активности детей будет достаточно высоким.
Поэтому я решила разнообразить формы подачи материала, используя ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
В процессе экологического образования дошкольников использую разнообразные методы: практические (игры, загадки, акции, наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты и т. д., словесные (художественное чтение, беседы). Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Наглядный метод является ведущим, так как в экологическом воспитании дошкольника необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. На помощь приходят информационно-коммуникативные технологии.
Слайд 6:
Преимущества ИКТ:
Представление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; компьютер несет в себе огромный тип информации, учитывая наглядно - образное мышление детей; происходит активизация непроизвольного внимания, возможность индивидуализации обучения; моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя увидеть в повседневной жизни; повышает качество знаний; продвигает ребенка в общем развитии; помогает преодолеть трудности; вносит радость в жизнь ребенка; позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и воспитанников и их сотрудничества в образовательном процессе. Так же надо помнить, что ИКТ - это новое мощное средство развития детей, но оно требует тщательной организации, как самих знаний, так и всего режима в соответствии с возрастом детей и требованиями САНПина.
Слайд 7:
ИКТ-это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
Средствами ИКТ в детском саду, являются: мультимедийный проектор, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат, компьютер.
Слайд 8:
В нашей группе созданы следующие условия, имеется в наличие телевизор, музыкальный центр, ноутбук.
Слайд 9:
В своей работе по экологическому воспитанию детей, я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:
Звуковые материалы - это аудиозаписи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра, звуки леса и т. д. на флеш-накопителях - «Голоса и звуки диких животных России для детей»; CD-дисках- «У реки»-музыка и звуки живой природы, «Кто живет в лесу».
Слайд 10:
Использую экранные материалы – это слайды, серия отдельных кадров по определенной теме, по статичности они напоминают дидактические картинки. Слайды - «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы России»; «Времена года», «Живая и неживая природа», и т. д.
Слайд 11:
Мультимедийные презентации-это обучающие заставки с красивыми картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире, они сочетают в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации
Слайд 12:
В группе проводится работа по экологическому воспитанию средствами ИКТ по следующим направлениям - это работа с детьми, с родителями и социумом.
Слайд 13:
ИКТ используется при обмене опытом и наработками с другими воспитателями, в индивидуальной работе с детьми, организации двигательной активности, на занятиях и в свободной деятельности.
природой.
Слайд 14:
Использую мультимедийные игры-включаю как в содержание занятия, так и в свободную деятельность. Игры - путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, пальчиковые игры
Слайд 15:
Организация двигательной активности средствами ИКТ-проводятся подвижные игры под музыку, имитация движений, пальчиковые игры и т. д.
Слайд 16,17, 18:
Работу с родителями по экологическому воспитанию проводим по следующим направлениям. Общение с родителями через Интернет ресурсы-сайт детского сада, социальные сети, для передачи и обмена информацией.
С помощью известных компьютерных программ оформляются стенды «В мире экологии», где отражаются различные проблемы экологического воспитания, интересные факты из жизни растений, животных, «Уроки для родителей», «Это надо знать» и т. д. Листовки, папки – передвижки, ширмы разрабатываем при помощи компьютерных программ. Красочные буклеты помогают привлечь внимание родителей к информации. Проводим тематические родительские собрания с использованием ИКТ «Экология и ребенок» и др.
В совместных мероприятиях использую презентации, демонстрация слайд - шоу для родителей о проводимых мероприятиях в группе и о жизни группы и детского сада. Презентация проекта «Помоги зимующим птицам», «Осень золотая» и др.
Слайд 19:
Взаимодействие с социум.
Слайд 20:
ВЫВОД:
Таким образом, можно сделать вывод, что если проводить систематическую, целенаправленную, правильно организованную деятельность по экологическому воспитанию с использованием информационно-коммуникационных технологий, то познавательная активность, любознательность и интерес к природе и окружающему миру детей будет высоким.