Елена Питенко
Игра «Паровоз» для развития чувства ритма у дошкольников
Для развития у дошкольников ритмических способностей я использую различные методики, в том числе практические разработки И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой. Упражнения и игры, разработанные этими авторами,
включаются в каждое музыкальное занятие.
Публикация «Игра „Паровоз“ для развития чувства ритма у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Поезд, паровоз. Дидактические игры, пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Очень любят дети играть в «Паровоз». Из цветного картона изготавливается кабина машиниста и отдельно - вагончики. В кабину машиниста можно вставить одну картинку с изображением любого животного: ёжика, льва, белки. А в вагончик можно вставить две картинки с изображением ёжика и крокодила. Ребёнок младшего дошкольного возраста прохлопывает и проговаривает ритмическую цепочку : ЛЕВ, Ё-ЖИК, КРО-КО-ДИЛ. Можно предложить сыграть на любом музыкальном инструменте эту ритмическую песенку. Ребёнок может поменять картинки по желанию. Эта игра помогает детям освоить простейший ритм, чередуя длинные и короткие звуки.
Для игры с детьми среднего дошкольного возраста к кабине машиниста добавляются два вагончика. В вагончики уже можно вставить ритмические карточки. Карточки выполняются из белого картона с изображением длинных и коротких звуков в виде кружочков. Ребёнок может прохлопать, протопать, а также сыграть на любом музыкальном инструменте предложенный ритмический рисунок. Для детей 4-5 лет добавляется картинка с изображением поросёнка.
В старшем дошкольном возрасте игра усложняется. В вагончики можно вставить не только картинки с изображением животных, но и фотографии детей. Пассажиров должно быть четверо, например: ПО-РО-СЁ-НОК,
Ё-ЖИК, БЕ-ЛОЧ-КА, ЛЕВ. Дети прохлопывают ритмическую цепочку, затем проигрывают на музыкальных инструментах. А педагог выкладывает ритмическую формулу в виде кружочков, цветочков, солнышек и т. д. В дальнейшем дети сами могут выкладывать ритмическую цепочку графически.
Дети подготовительной группы уже знакомятся с изображением нот на ритмических карточках. Можно играть командами. Первая команда прохлопывает ритмическую формулу первого вагончика, вторая команда -второго вагончика, первая команда прохлопывает ритм, изображённый в третьем вагончике, вторая команда- в четвёртом.
Игру "Паровоз" может использовать воспитатель в совместной деятельности с детьми своей возрастной группы.