Розалина Ахунова
Использование игры «Дублик» для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игры для развития речи дошкольников
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Публикация «Использование игры „Дублик“ для развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Проблема развития речи детей в семье состоит в том, что нет живого общения с родителями и сверстниками, интересы и свободное время большинства детей заполняется различными гаджетами: планшеты, сотовые телефоны, компьютеры выполняют роль собеседника. Стали пропадать игры нашего детства. Взрослые перестали играть со своими детьми в подвижные, словесные, настольные игры.
Неоценимую помощь в интеллектуальном и речевом развитии дошкольников могут оказать настольные игры. Развитие речи в игровой форме носит непринужденный характер, дети не боятся ошибок, становятся раскованными и быстрее усваивают нужный материал.
Поэтому, для активизации речи детей в своей группе, используем различные виды известных всем настольных игр: лото, домино. Кроме этого знакомим с новыми современными играми: логические блоки Дьенеша, круги Луллия, цветные счетные палочки Кьюзенера, особенно нашим детям понравилась игра «Дублик». Видим положительные результаты: дети не только стали увлеченно играть, но и общаться друг с другом во время игры, они более эмоциональны, раскрепощены.
«Дублик» – это динамичная, увлекательная настольная игра, цель которой
пополнить и активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развить связную речь, память и внимание, мышление, координацию речи с движением рук.
Для достижения этих целей перед началом игры необходимо проговорить с детьми названия всех символов, например, (замок, лейка, юля, стул и т. д, обсудить правила, при которых выигравшим будет не тот, кто быстрее взял карточку, а тот, кто четко и внятно назвал совпадающие символы. У многих детей быстрее действуют руки, а слова запаздывают. Именно над развитием речевой реакции, координацией зрительного восприятия и речи мы и работаем.
Существует несколько вариантов игры в Дублик, но самый простой вариант «Дублик – собиралка». Цель набрать как можно больше карточек. Все карточки складываются в колоду рубашкой вверх. Игрокам раздается по одной карточке и тот, кто найдет одинаковое изображение между своей карточкой и карточкой в колоде, назовет сходство быстро, тот и забирает карточку с колоды себе. В колоде открывается новая карточка и игроки должны снова искать совпадение. Выигрывает тот, кто набрал больше всего карточек.
Вариантов игры «Дублик» множество, перечислю несколько из них :
• Для формирования навыка правильного согласования существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ перед началом игры проговариваем с детьми, что, назвав общий символ, нужно ещё и подобрать к нему нужное местоимение (дерево моё, человечек мой, юла моя и т. д.) и только после этого карточка окажется у игрока
• Для формирования навыка правильного согласования существительных с прилагательными перед началом игры детям разъясняется, что к каждому символу можно подобрать прилагательное (например, зелёная клякса, фиолетовая птичка, красное сердце и т. д.).
• Для развития связной речи и умения фантазировать каждому игроку раздаётся карточка и даётся время на придумывание рассказа с использованием слов-символов на ней. Дети могут придумать самые фантастические рассказы с неожиданным сочетанием действующих лиц. Оценивается связность рассказа и количество использованных символов с карточки.
• Для развития зрительной памяти каждому игроку раздаётся по карточке и даётся время на запоминание символов на ней, затем карточки переворачиваются или сдаются взрослому. Победит тот, кто сможет вспомнить больше символов со своей карточки. Усложнить игру поможет отсрочка по времени между запоминанием и ответом.
Задачи педагога:
Подобрать эффективные варианты настольных игр «Дублик», которые бы способствовали развитию речи детей в группе.
Организовать развивающую среду группы, как условие познавательного и интеллектуального развития детей.
Настольная игра «Дублик» делится по разным темам «Игрушки», «Насекомые», «Дорожные знаки», «Город», «Животные».
Вывод:
Использование игры «Дублик» очень интересная находка для нас в работе с детьми по развитию речи. Именно в игровой непринужденной форме мы увидели положительный результат активизации словаря дошкольников, развития памяти, мышления, внимания и координации зрительного восприятия.
Самое главное, чтобы игра приносила пользу и удовольствие, педагогу самому нужно включатся в игры детей сначала в роли обучающего, контролирующего, а потом как равноправного игрока.