Буглак Анна Андреевна
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.
Публикация «Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.
В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.
Понятие «фонематический процесс» включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Логопедическая работа по развитию у детей фонематических процессов условно делится на 6 этапов:
I. Этап: узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).
II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.
IV. Этап: дифференциации слогов.
Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
V. Этап: дифференциации фонем.
VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма - вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.
Учитывая выше сказанное, подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.
1. Игры, направленные на развитие слухового внимания
«Узнай по звуку»
Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т. д., фишки.
Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т. д.
Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.
2. Игры на развитие речевого слуха
«Угадай, чей голосок»
Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Оборудование: мишка (игрушка).
Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.
Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу
«Будь внимателен»
Цель: учить определять правильность произношения слов.
Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.
Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка
4. Игры, направленные на дифференциацию слогов
«Повтори правильно»
Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Оборудование: мяч.
Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.
5. Игры, направленные на дифференциацию звуков
«Не ошибись»
Цель: дифференциация звуков [с] - [з].
Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».
Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.
6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков
«Угадай-ка»
Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок ( например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот).
Реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.
Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.
Список литературы
1. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. [Текст]/ Н. В. Дурова. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.
2. Пожиленко, Е. А. Волшебный мир звуков и слов. [Текст]/ Е. А. Пожиленко. - М. : Владос, 1999.- 216с.
3. Селиверстов, В. И. Игры в логопедической работе с детьми. [Текст]/ В. И. Селивёрстов. - М: Просвещение, 1979. - 192с.
4. Ткаченко, Т. А. В первый класс без - дефектов речи : Методическое пособие. [Текст]/ Т. А. Ткаченко. - СПб. : Детство-Пресс, 1999.-112с.
5. Цвынтарный, В. В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. [Текст]/ В. В. Цвынтарный. - М. : Центрполиграф, 2004.- 63с.
6. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи : Книга для воспитателя детского сада. [Текст]/ Г. С. Швайко. - М. : Просвещение, 1988.-64 с.