Алла Родная
Использование игровых приемов в формировании певческих навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Психологами установлено, что дошкольное детство является периодом особо благоприятным для интенсивного, творческого развития ребёнка, в том числе и развития его музыкальных способностей. Процесс пения помогает ребёнку не только приобрести навыки в развитии голоса и музыкального слуха, но и способствует формированию личности в целом, умению выражать себя; развитию музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему).
Публикация «Использование игровых приемов в формировании певческих навыков у дошкольников» размещена в разделах
В моей практике проблема развития певческого голоса детей проявилась в том, что дети пели крикливо, резко, напряженно, затруднялись петь в высоком или низком регистрах, не чисто интонировали, были сдержаны в проявлении эмоций. В силу несформированного артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, не вовлекая в двигательный процесс голосовой аппарат и мышцы лица. Это определило направление деятельности - развитие певческих умений.
Теоретической основой опыта послужили идеи Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского, которые подчеркивают ведущую роль активного взаимодействия педагога с ребенком. В основу опыта легли также исследования Н. А. Метлова, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной.
Изучение теоретических основ показывает, что внимание детей в разделе пение привлекается к точному воспроизведению мелодии и эмоционально – выразительному исполнению. Примером всегда служит выразительное, правильное пение педагога и звучание инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо-высотный слух.
Способность к пению проявляется с двух лет. Звук детского голоса отличается мягкостью, “серебристостью”, головным звучанием и ограниченностью силы звука. Дети дошкольного возраста имеют небольшой голосовой диапазон. Очень важно научить их пользоваться своим голосом правильно.
Говоря о значении игр в обучении учащихся-музыкантов, Л. А. Москаленко отмечает, что «…дидактическая значимость игры значительно шире ее конкретно-дидактических целей». Связано это с тем, что в процессе игры развиваются самостоятельность музыкального мышления - «способность к оценочным суждениям, критическим сопоставлениям, обобщениям, выводам, умению обосновать собственное мнение» [6, 75].
Таким образом, можно смело утверждать, что игра позволяет учащимся выявить собственные творческие возможности, о которых они зачастую и сами не подозревают. Игра делает незаметными целенаправленные процессы обучения и воспитания. Играя, дети не задумываются над тем, легко это или трудно, хорошо это или плохо. Они интуитивно усваивают манеру говорить, петь, ходить, общаться, действовать. Поэтому я использую игровые приемы в формировании у детей певческих навыков. Я использую в своей работе маленькие песенки, подобранные педагогами Н. А. Метловым, упражнения Е. Н. Тиличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной. Упражнения и задания, предложенные О. Кацер, попробовала и адаптировала для детей нашего детского сада.
Невозможно детей заставить полюбить петь, танцевать, рисовать и т. д. Можно только увлечь их этой деятельностью, заинтересовать и поддерживать интерес постоянно. «Игра — это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить детей петь, играть на инструментах, красиво двигаться и танцевать, слушать музыку». (Из книги Ольги Валерьевны Кацер). Я, взяв идею Ольги Валерьевны Кацер, начала развитие певческого голоса детей с речевого этапа. На нём удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция, навык головного высокого звучания, легкость и полетность голоса.
Речевой этап, как подготовительный, сначала предшествует, чуть опережая, а затем идет параллельно певческому этапу. Речевые игры на дыхание и дикцию провожу в начале занятия, они занимают 2-3 минуты и являются также организационным моментом. Переход от речи к пению может быть легким и понятным в игровой форме- через игры с голосом, с использованием театрализации и движения.
Общая цель игр на дыхание и дикцию - легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков, сделать обучение пению более легким, понятным и привлекательным занятием.
Основой хорошего пения является навык правильного певческого дыхания. А игры-фантазии называют творческими за свободное и импровизационное течение игровой деятельности. Мотивацией игр-фантазий становится увлекательный процесс совместного творчества и свобода действий. К играм-фантазиям можно отнести: сочинение историй, разных ритмов, музыкальных портретов. В ходе такого «придумывания» развивается воображение, слуховая, образная сферы детей, их мышление в целом. Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок, попыхтеть, как самовар, посигналить, как машина, погудеть, как паровоз и т. д.) и раздаточный материал (перышки, легкие ленточки, снежинки, бабочки, листочки, звездочки, платочки и т. д.)
Побуждаю детей делать мягкий вдох носом, задерживать воздух и плавно, долго выдыхать. Мы изображаем как ветер играет с листвой; как звучат пчела, жук, комар, спускается воздух из колеса машины; как сердится кошка и др. По возможности игры на дыхание соединяю с движениями туловища, рук, ног, пальцев и т. д. (превращаемся в деревья- «ветер» дует сильный или еле заметный, спокойный). Или всем «раздаем» разноцветные шарики и начинаем их «надувать».
Зимой мы «сдуваем» с ладошки снежинки, осенью-разноцветные листочки, летом- бабочек с цветка, шапочку одуванчика. Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую «осенние листочки», «снежинки», «бабочки» (на ниточках, которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом “танцуют” вальс.
Чтобы петь красиво, необходимо выработать навык выразительной дикции. У части ребят детсадовского возраса проблемы с произношением звуков, поэтому важно развивать умение открывать рот при пении; делать правильное положение губ; освободить от зажатости, от напряжения нижнюю челюсть; свободно располагать язык во рту. Это способствует развитию речи ребёнка и конечно же пению.
Использую игры, например, «Птенчик» — широко открыть рот; «Улыбка» — широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти при этом сжаты); «Трубочка» — губы вытянуты вперёд, как при произнесении звука. Игры с голосом — это подражание звукам окружающего мира.
Мы с детьми изображаем как человек смеется, плачет, кричит, как кошка мяукает, поросенок- хрюкает, кукушка- кукует, также изображаем и «голоса» неживой природы (как тикают часики, капает дождик или капель, дует вьюга) Звукоподражания очень выразительны. Они помогают детям представить звучание окружающей жизни. У детей формируется определенная непринужденность звукообразования, легкость в голосе.
С детьми младшего дошкольного возраста я использую попевки, песенки на двух рядом стоящих звуках большой секунды и обязательно в удобной зоне детского голоса примеры. Например, «Дождик», «В огороде заинька» «Сорока-Сорока». Затем постепенно расширяю певческий диапазон : в интервале терции поем колыбельные, попевки и игровые песенки, потешки, прибаутки, например, «Баю-баю», «Спи, мой мишка», «Петушок», «Заинька», «Кошечка». Дети средней группы с удовольствием разучивают попевки из музыкального букваря Н. Ветлугиной («Андрей-воробей», «Я иду с цветами», «Спите, куклы», «Лесенка», «Эхо», «Куры», так же маленькие песенки М. М. Картушиной («Здравствуйте, ладошки», «Киска, где была?», «Гуси», «Ослик», «Утята», «Ежик» и др.) Дети старшего дошкольного возраста (дети старшей и подготовительной группы) постепенно разучивают все попевки из Музыкального букваря с более сложными мелодическими оборотами («Труба», «Качели», «Бубенчики», «Большая лестница») и песенки Картушиной (Улитка», «Индюк», «Уточки», Здравствуйте», «Зимняя чисто говорка», «Сидит дед» и др.) Эти попевки и песенки я использую и как распевки.
Детям доступны и понятны художественные образы, их действия, простой запоминающийся текст. Когда дети уже хорошо знают попевки и песенки, обыгрываем их с движениями.
Развитие певческих навыков происходит и в песнях с разным диапазоном (в зависимости от возрастных возможностей детей). Использую игровые приёмы разучивания песен, в кругу, без инструментального сопровождения, с имитацией движения и театрализации. Моя задача – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается.
В своей работе я использую и музыкально – дидактические игры. Так, например, игры: “Птички на проводах”, «Веселые пуговки» - развивает музыкально-слуховые представления детей», учит воспроизводить мелодию по изображению; игра, «Поющая гусеница» - помогают зрительно представить направление мелодии. Использование дидактических пособий с движущимися деталями помогает мне наглядно демонстрировать движение мелодии вверх или вниз. ( игры: «Бабочка», «Птичка», «Пчелка», «Капельки»). С пособиями и атрибутами к распевкам, попевкам и песенкам (а также с музыкально- дидактическими играми, сначала знакомлю детей на занятиях, а затем приношу в группу. Игры на развитие дыхания и дикции есть и на группах. Дети используют их в самостоятельной деятельности.
Регулярное пение в режимных моментах, в самостоятельной деятельности направлено в первую очередь на поддержание в детях желания петь. Для этого во всех группах имеется подборка музыкальных произведений для использования в режимных моментах (колыбельные, для зарядки после сна, для релаксации и т. д.)
Работа по вокальному воспитанию ведется совместно со всеми педагогами детского сада. Я разучиваю с ними все песни, музыкальные игры, танцы, хороводы заранее, даю необходимые рекомендации и консультации. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические игры, хороводные игры с пением, поют с детьми младшего возраста в режимные моменты.
Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных игровых приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное разучивание новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей дошкольного возраста.
Опора на игру, как ведущую деятельность дошкольников, помогает интенсивному развитию у детей целого комплекса музыкальных способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, певческих умений, а также способности к музыкальному творчеству и импровизации. К концу года дети слышат и передают в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии, поют самостоятельно после музыкального вступления и проигрыша, слышат и оценивают правильное и неправильное пение, эмоционально передают с помощью голоса, мимики характер песни, поют ритмично и согласованно. В старших группа дети способны подбирать по слуху интонации мелодии знакомых попевок, распевок и песенок на металлофоне, т. к. у них сформировался для этого определенный певческий навык (и навык игры на металлофоне).