Харченко Наталия Николаевна
Использование игровых приемов и макетирования при рассматривании сюжетной картины с детьми, имеющими зрительные нарушения
▼ Скачать + Заказать документы
Для современных дошкольников наиболее интересным становится игра с гаджетами: они привыкают видеть картинку в движении, поэтому статично предъявляемый ряд им неинтересен, они не могут сосредоточить свое внимание, отвлекаются и эмоционально не откликаются.
А что же говорить о детях с нарушением зрения? У них образы фрагментарные
и не целостные. Ребенок видит не главный образ, а тот, который наиболее яркий, поэтому правильное осмысление картины зависит, прежде всего,
Публикация «Использование игровых приемов и макетирования при рассматривании сюжетной картины с детьми, имеющими зрительные нарушения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
от адекватного восприятия объектов и их эмоционального состояния.
Практика работы с плохо видящими детьми показывает, что необходимо активизировать познавательную деятельность детей, развивать восприятие сенсорных эталонов, сформировать навыки пространственного ориентирования,
зрительное внимание и память.
Работа по восприятию сюжетного изображения начинается с группы раннего возраста и продолжается во всех возрастных группах.
Рассмотрим целевые ориентиры, которые предполагается достичь при рассматривании сюжетных картин в разных возрастных группах.
Ребенок раннего возраста (2-3 года) :
умеет рассматривать и воспринимать картины с одним
действием;
показывает и называет объекты картины;
отвечает на вопрос взрослого по содержанию рассматриваемой картины;
повторяет за взрослым небольшое предложение.
Ребенок 3-4 года жизни:
рассматривает простую сюжетную картину;
рассматривает и описывает персонажей картины;
выделяет и перечисляет все объекты, отражая их основные свойства;
определяет время и место действия;
Воспринимает человеческие позы (реальные изображения, обозначает словами действия (стоит, сидит и т. п.);
находит в 2-х сюжетных картинах 1 - 2 отличия;
отвечает на вопросы по содержанию рассматриваемой картины;
строит совместное высказывание, состоящее из трех предложений.
Ребенок 4-5 года жизни:
рассматривает простую сюжетную картину в определенной последовательности;
выделяет дальний и ближний план;
подробно рассматривает и описывает персонажей картины;
определяет место действия;
выделяет и перечисляет все объекты, отражая их основные свойства;
устанавливает элементарные причинно-следственные связи;
воспринимает человеческие позы, обозначая их точными словами, выделяя признаки, по которым узнал позу;
находит в 2-х сюжетных картинах (2 - 3 отличия) :
изменение позы, местоположения, появление дополнительных
объектов и др. ;
активно употребляет слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный).
Ребенок 5-6 года жизни:
рассматривает сюжетную картину по плану педагога;
целостно воспринимает картины, выделяет и устанавливает основные и второстепенные объекты;
детально рассматривает картины 3-х композиционных планов;
рассматривает человека, выделяя позу, жесты и мимику;
определяет информативные объекты и их признаки, характеризующие явления природы, места действия;
устанавливает причинно-следственные связи;
определять социальную принадлежность персонажей;
воспринимает и узнает картины с изображением мелких объектов;
устанавливает разницу в содержании 3-х картин;
самостоятельно составляет рассказ по картине описательного или повествовательного характера;
самостоятельно составляет рассказ по серии сюжетных
картин (2- 3);
употребляет сложные предложения разных видов.
Ребенок 6-7 года жизни:
при рассматривании и описании сюжетной картины придерживается плана;
составляет план рассказа и придерживается его;
описывает персонажи картины;