Ирина Степанова
Использование игровых педагогических технологий в работе педагога по музейной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
C января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) — новый тип документа, который поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Использование игровых педагогических технологий в работе педагога по музейной педагогике» размещена в разделах
Стандарт, помимо создания комфортных условий для воспитания ребенка, нацелен на обеспечение у него мотивации к обучению, познанию и творчеству. Он не предполагает жесткие программы, строго рассчитанные на каждый возрастной период ребенка в саду, как это было раньше. Этот документ, по сути, меняет принципы работы детского сада, позволяет ребенку быть мотивированным на жизненный успех и может способствовать гармоничному развитию современного ребенка, найти уникальный баланс между игрой и обучением.
В связи с этим актуальной задачей становится поиск нового содержания, методов и приёмов образования, таких моделей и форм организации деятельности детей которые учитывают:
• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
• способы и направления поддержки детской инициативы,
• особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Реализации данного содержания и способствует музейная педагогика.
Актуальность внедрения музейной педагогики в образовательный процесс ДОО обусловлена соответствием основных характеристик музейной педагогики как современной образовательной технологии концептуальным основам ФГОС:
-Имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический (методы и формы взаимодействия с детьми) аспект, для развития дошкольников.
- Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности (коммуникативной, познавательно - исследовательской).
- Представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОО.
- Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого (характерно наличие музейной коммуникации, предполагающей диалоговый, субъект - субъектный характер отношений: между предметом и ребенком, педагогом и ребенком и т. д.) и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
- Дает возможность целенаправленного развития основных интегративных качеств дошкольника (Любознательный, активный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками и другие).
- Способствует единению детско-родительского и педагогического коллектива; дети и взрослые получают творческий импульс к развитию своих способностей, эмоциональную и духовную поддержку; сотрудничество семейного и общественного воспитания повышает результативность эстетического, нравственно-патриотического воспитания, художественного образования, познавательного, речевого, творческого развития дошкольников в условиях музейной среды.
- Реализует принцип интерактивности и полифункциональности предметной среды, позволяющий наладить совместную исследовательскую деятельность и взаимообучение детей, учитывает его потребности в признании и общении, в проявлении активности и самостоятельности, творческой инициативы (зоны детской активности, где дети могут использовать в деятельности предметы; создание «деятельных» экспозиций, предполагающих активное участие детей)
Особенностью наших мини - музеев является то, что все они являются продуктом календарно- тематического плана. После прохождения той или иной темы, в группе оформляется постоянно действующая музейная экспозиция.
Дети даже спустя время могут самостоятельно закрепить ранее полученные знания, а также постоянно пополнять экспозиции музея, рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. Это очень эффективная форма поддержки детской инициативы и самостоятельности.
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. Одним из условий успешной работы является сотрудничество с родителями. В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев в группах.
Вся работа строится по этапам
Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».
Определяется тема мини-музея в соответствии с темой месяца и алгоритм его создания, место размещения, планирование экспозиции, подбор экспонатов, разработка форм и методов работы с экспозициями мини-музея.
Второй этап, практический — «Создание мини-музеев».
Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами. С целью повышения их заинтересованного отношения и компетентности по данному вопросу мы проводили совместные мероприятия в рамках музейно-педагогической программы : Родительское собрание: «Значение музея в развитии ребенка»;
Круглый стол: "День музея в семье".
Консультации: "Как вести себя в музее",
Третий этап, деятельностный — «Функционирование мини-музея».
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать, даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини- музей для ребенка- это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов могут выступать творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Месторасположение мини-музеев определяли с учетом требований ФГОС к предметно – развивающей среде интерактивности и полифункциональности музейного пространства и психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.
Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит и от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество, но и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому необходимо продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания : игры-развлечения, игры-путешествия: "Мы летим на Луну", "В царстве у Хозяйки Медной Горы", "Путешествие на ферму"; на этих занятиях детям предоставляется возможность «переживания» интересного для них материала, узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему, играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию, путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из истории; игры-графические упражнения:
"Восстанови интерьер,«Проведи танк через минное поле»; лото «Рода войск»; игры моделирование: "Что сильнее вода, камень, ветер", "Почему разрушаются горы"; интеллектуально-творческие игры: "Заседание клуба знатоков космоса", игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
• заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы, изготовление технологических карт опытов и экспериментов,
выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.) Выбор дизайна оформления мини-музея.
Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев и оформляется в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми.
Создавая мини-музеи, мы никогда не забывали о том, что, конечно же, ведущей деятельностью дошкольников есть и остается игра.
Деятельность воспитателя невозможна без применения игровых педагогических технологий. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью». Используя в своей работе интегрированные игровые технологии, мы реализуем не только личностно - ориентированый, но и компетентостный и развивающий, подходы к воспитательно - образовательной работе с дошкольниками. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование детей к учебной деятельности. Тем самым происходит обогащение содержания работы музейного педагога новыми формами, подсказанными современностью.
Поэтому в каждом мини – музее в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность поиграть.
Тема – мини – музея сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми- драматизациями, дидактическими.
Дидактические игры или материал для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Мы подбирали такие упражнения, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнить: пазлы "Собери из фрагментов космический корабль", лабиринты "Помоги Незнайке добраться до Луны", "Дорисуй картинку", "Распредели предметы по принадлежности к определенному промыслу", "Ящик ощущений", "Чья тень".
Есть универсальные игры, которые можно использовать при работе в любом музее. Можно лишь изменять содержание заданий в зависимости от тематики: "Кольца Луллия", "Четвертый лишний", "Найди отличия", "Что сначала, что потом,"Разрезные картинки".
При создании сюжетно-ролевых игр, мы исходили из тематики мини-музеев. Например, в процессе работы в рамках мини-музея «Как свет к нам домой пришел», настала логическая необходимость в создании игр «Пожарные», «Электрики».
Этому способствовала работа в направлении формировании у детей старшего дошкольного возраста навыков основ безопасности жизни, правил противопожарной безопасности.
По результатам поисковой работы в рамках мини-музея «Военная техника» была создана предметно-игровая среда сюжетно-ролевых игр «Танкисты», «Летчики». «Пограничники»; Параллельно в соответствии созданных сюжетно-ролевых игр разрабатывалась и обогащалась их предметно-игровая среда, представленная настольными играми, игровыми заданиями.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке. Экспонаты мини-музеев постоянно пополнятся и используются в работе с детьми дошкольного возраста
Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают померить лапти, посидеть за прялкой, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
В настоящее время в нашем ДОО уже создан своеобразный музейный комплекс.
Мини - музей "Космос", где ребята с помощью развивающих игр познают тайны звезд и планет, познакомились с Солнечной системой, картой звездного неба, глобусом, созвездиями и гороскопами. Дети вместе с родителями изготовили макеты, космического корабля, телескопа. Все это положительно влияет на познавательное развитие воспитанников, расширяет их кругозор, развивает интерес к космосу.
Мини - музей "Хлеб", где представлены различные виды колосьев, виды зерен, виды круп, изделий из муки. Такая экспозиция – благодатная почва для проведения интерактивных заданий: «Выложи узор из крупы», «Кто больше назовет блюд из муки?» и т. д. Совместно с родителями создали книгу рецептов: "Что можно приготовить из черствого хлеба". Посещение данной экспозиции дошкольниками способствует развитию у них словаря, сенсорики, творчества, познавательному развитию детей. А главное, воспитывает уважение к труду сельского жителя!
Мини - музей "Сызрань - мой город родной".
Где мы знакомим детей с историей города, его интересными памятными местами, с особенностями своего района, его историей, воспитываем патриотические чувства любви к своему городу.
Мини - музей "Мир камня".
Цель создания данной экспозиции – знакомство детей с разнообразием камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями, развитие мышления, тактильного внимания, моторики рук. В целом вся экспозиция рассказывает о мире камней, его красоте и разнообразии.
Мини - музей "Лошадь - человека крылья".
Знакомит детей с ролью лошади в жизни человека. Воспитывает заботливое отношение к животному миру. Русские фольклорные традиции разнообразно интерпретируют образ коня: от потешек до игрушек-самоделок. Древний культ коня как оберега сокрыт в традиции, венчать крышу деревенского дома резным «коньком». Испокон веку конь – кормилец и воин. Так что «лошадиная» тема помогает ответить и на такие вопросы: «Откуда хлеб пришел?», «Как Русь от врага защищали?». Все эти темы вписываются в содержание любой образовательной программы детского сада.
Мини - музей "Военная техника".
Открылся в канун празднования Дня Защитника Отечества. Мы расширяем представления детей о родах войск, военной технике.
Воспитываем чувство уважения к защитникам Отечеству, их силе и смелости; чувство любви и гордости за свою страну,
Мини-музей «Как свет к нам домой пришел».
Помогает раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, многообразный рукотворный, мир продуктов творческой деятельности человека. Показывая ребенку, как человек изменял предметы, делая их более удобными и полезными, мы открываем перед ними перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это важно для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Мини - музей "Народные промыслы".
Посещая музей «Народные промыслы» можно увидеть, как русские люди воспевали любовь к Родине, почувствовать красоту простых предметов обихода, украшенных яркой нарядной росписью, в которой оживают природные мотивы. Дети имеют возможность познакомиться с истинными произведениями народного искусства: посудой, утварью, игрушками, свистульками, украшенными гжельской, каргопольской, дымковской, хохломской, городецкой росписями.
Мини - музей "Подводный мир".
Идеей создания мини - музея послужили сувениры, привезенные с Черноморского побережья, которые родители воспитанников приносили в подарок группе после летних отпусков детей.
Мини - музей "Русская горница".
В нем мы знакомим с убранством горницы, служившей в крестьянском доме для приема гостей. Дети рассматривают посуду, в которой к праздничному столу подавали еду и напитки, получают возможность прикоснуться к старинному чугунку, ухвату.
Узнают об особенностях повседневной и праздничной пищи, о традициях русского гостеприимства.