Ольга Зеленина
Использование игровой технологии на занятиях по ИЗО с дошкольниками, имеющими патологии зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Тема: «Использование игровой технологии как средства создания ситуации успеха и комфортности на занятиях по ИЗО с дошкольниками, имеющими патологии зрения».
(для детей с 4 до 7 лет)
Подготовила: Зеленина Ольга Николаевна
воспитатель МБДОУ Д/С № 100
для детей с нарушением зрения. город Тверь
Публикация «Использование игровой технологии на занятиях по ИЗО с дошкольниками, имеющими патологии зрения» размещена в разделах
Наш коррекционный детский сад осуществляет всестороннее развитие детей, имеющих те или иные патологии зрения, подготовку их в массовые школы, а также обеспечивает коррекцию зрения детей.
Как известно, одной из задач коррекционной программы дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой, социально адаптированной личности.
В нашей работе учитываются особенности детей: нарушение вербальной памяти, зрительного запоминания, слабая концентрация внимания, снижены устойчивость и объем внимания, быстрое забывание, рассеянность. Страдает продуктивная и познавательная деятельность, что накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками.
Среди областей образовательной деятельности - изобразительная деятельность занимает одно из ведущих мест в системе средств коррекционной работы с детьми, имеющими патологии зрения. На занятиях я использую игровую технологию - это создает определенные условия, при которых дети чувствуют себя нужными, не отвергнутыми.
Игра в дошкольном возрасте – один из любимых и основных видов деятельности детей. В игре ребенок раскрепощен, смел, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая ситуация. В игре ребенок творит.
В целях поддержания интереса к изобразительной деятельности и развития творческой личности я использую нетрадиционные техники изображения. В зависимости от игровых умений детей, я предлагаю им печатание бросовым и природным материалом, рисование ладошкой, пальцем, «тычком» из разных материалов, рисование воском, на файлах. Интегрируем рисование с аппликацией, лепкой, изготовление коллажа, используем различный природный материал, который дети собирают со мной или с родителями. Чем разнообразнее по содержанию игровые приемы, тем интереснее и эффективнее проходят занятия по изобразительной деятельности.
Одним из признаков игровой технологии является игровая задача. Игровая задача – это определение предстоящих игровых действий. Например, в группу на занятие пришел Львенок, который потерял свою подружку Черепаху. Я предложила детям подумать, как они смогли бы помочь ему. Дети быстро включились в игровую ситуацию и стали предлагать разные варианты решения этой задачи. В конце концов, они нашли решение нарисовать Черепаху и обрадовать Львенка. Включаясь в игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. Так, прежде чем выполнить изображение на бумаге, дети проговаривают последовательность выполнения и выкладывают на фланелеграфе: «Чтобы Черепаху было не видно на дорожке ее врагам, панцирь надо изобразить похожим на круглый камешек; Чтобы она быстрее нашла своего друга, дорисуем ей лапки, а их должно быть 4; и ей надо нарисовать хвостик, чтобы она могла легко повернуть на дорожке. Когда Черепаха встретится со Львенком, она очень обрадуется, улыбнется ему, нарисуем ей веселые глазки и улыбающийся ротик».
Используя игровые приемы, можно увеличивать количество игровых задач, это позволит легче решать коррекционные задачи, развивать сюжетно-ролевой замысел, развивать речь. Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий. Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. Для этой цели большое внимание я уделяю предварительной совместной работе воспитателя, учителя-дефектолога, родителей.
При разработке и применении игровых приемов в той или иной технике выполнения, я учитываю уровень игры детей данной возрастной группы, мотивы игры, т. е. характер тех явлений и событий, которые интересны и знакомы детям данного возраста, и которые они стремятся «пережить» в игре.
Изображение – своеобразный центр игры. Игры, включенные в изобразительную деятельность похожи на «режиссерские» игры (разновидность сюжетно-ролевой игры) и представляют собой индивидуальную сюжетную игру, но не с обычными игрушками, а с изображением. Еще только создаваемые или уже созданные рисунки ребенок наделяет определенными ролями, иногда берет роль на себя или выполняет за них разнообразные действия и озвучивает их (монологическая и диалоговая речь). Как в любой «режиссерской» игре, ребенок широко использует объяснительно-повествовательную речь, комментирует, оценивает развивающиеся в игре события.
Выполнение ребенком даже одного рисунка может сопровождаться разными по характеру игровыми действиями. У самых маленьких детей - это мир разнообразных предметов и действий с ними, у старших – люди и их действия с предметами, а затем взаимодействие, взаимопонимание людей. Игровые задачи я представляю в виде развернутых действий (имитационные движения) или более обобщенных действий (жест, слово). Но, если их выполнение не соответствует возрастным возможностям, то детское воображение не будет разбужено, т. е. творческие элементы будут отсутствовать, хотя внешне ребенок может выглядеть внимательным и заинтересованным.
Например, в старшей группе дети отправлялись в «подводное путешествие». Весь процесс проходил в игровой форме, но игровые действия были разнообразными: сначала дети были путешественниками, они рассказали о морских обитателях, которых встречали по дороге, затем они были гостями у Русалочки, вспомнили правила этикета в гостях. Еще дети были художниками и помощниками: помогли Русалочке украсить замок к предстоящему балу красивыми картинами в жанре «морена». В работе я использовала прием обводки свечой морских обитателей по шаблону. Когда рисовали водное пространство акварелью приемом размывания, морские животные «проявились» на листе. Дети были восхищены. Здесь был использован момент неожиданности.
Игровая импровизация на занятиях порой вызывает непредсказуемые изменения в задании. Например, дети рисовали падающий снег. Я заметила, что Катя очень неуверенно работает колпачком от фломастера. Я быстро помогла ей создать игровую ситуацию : «Катюша, подсыпь снежку, а то даже на санках кататься негде». Она была удивлена создавшейся ситуацией, обрадовалась «ожившему» рисунку и дорисовала снежок, метель и даже горку. Влад изображал на переднем плане грузовую машину, везущую урожай, затем начал размахивать листком, показывая траекторию движения машины, он представлял себя шофером. После этого он начал рисовать на заднем плане еще одну машину, но меньше по размеру, и стал сигналить тише, «издалека». Так, игровые действия совпадают с изобразительными.
Игровые действия в изобразительной деятельности – явление полезное, помогающее детям развить свой творческий замысел, сделать внимание более устойчивым. А если игровые приемы наполнить игровым материалом, то занятие становится центром, вокруг которого между педагогом и детьми развертывается сюжетно-ролевая ситуация. Обыграть можно даже средства изображения (кисточки, карандаши, краски и т. п.). Дети, рисовали на тему «Как принцессы Краски собирались на бал», они разговаривали с красками, помогали им решать проблемы, смешивали краски, давали советы принцессам. Дети были участниками волшебного превращения простых платьев принцесс в настоящие бальные платья. Была использована нетрадиционная техника рисования свечой, уже знакомая детям. Они вспомнили, какой секрет хранит восковая свеча.
С ребятами помладше мы выполняли коллективную работу на тему «Весенний лес». Сначала мы приклеивали вырезанные из бумаги стволы деревьев. Я помогла детям создать правильную композицию, проговаривая вместе с детьми, что деревья могут «танцевать» рядами, по кругу, справа, слева. Дети сами были деревьями и показали, как деревья танцуют. На следующем занятии на веточках должны были «проснуться» почки, а затем листочки. Но некому их было «разбудить». Пришла на помощь волшебная кисточка и помогла. Дети рисовали листочки близко друг к другу на каждой веточке так, чтобы листочки могли здороваться друг с другом. На следующем занятии к детям пришел необычный гость – ватный «тычок». Он показал детям, как обычные деревья превращаются в плодовые, и покрыл яблоньки белыми цветами. Когда у нас была тема «Цветы», мы опять вернулись к нашим работам и нарисовали красивую полянку из весенних первоцветов уже знакомым детям ватным «тычком». Работу поместили в красивую рамку, и повесили в приемной комнате. Дети долго любовались своей работой, показывали и рассказывали родителям, вспоминали все игровые ситуации при создании картины.
При организации изобразительной деятельности я использую и такие игровые приемы, где ролевое поведение детей и взрослых становится игровой задачей. В этом случае изодеятельность соотносится с деятельностью взрослых. Такая деятельность носит коллективный характер. Например, в подготовительной группе дети-художники. Они рассказывают с помощью изобразительных средств о том, как любят свой родной край, передавая свое настроение и отношение к природе родного края через пейзажную живопись. Такой игровой прием позволяет решить ряд дидактических и коррекционных задач. Беря на себя роль педагога, ребенок увлечен делом, наиболее изобретателен и дисциплинирован.
При выполнении коллективной работы с теми же детьми на тему «В деревне», интересная техника коллажа предстала в виде игрового приема и вызвала большой интерес к работе. Была проведена большая предварительная работа по заготовке «бревен» (скручивали бумажные трубочки). Непосредственно на занятии дети были строителями - строили дома из заготовленных бревен, подбирая их по толщине, по длине и по цвету. На следующем занятии дети были ландшафтными дизайнерами, они озеленяли улицы деревни различными растениями, так, чтобы было не только красиво, но экологично и удобно при передвижении людей по деревне. Ребята обыграли каждое действие, вживаясь в предлагаемые образы.
На занятиях творческого характера стараюсь с помощью игровых приемов и нетрадиционных техник изображения создать у детей ощущение свободы, уюта, вызвать яркое видение создаваемых образов.
Подводя итог, хочу сказать, что использование игровой технологии как средства социально-нравственного развития на занятиях по изодеятельности, позволяет создать для детей ситуацию успеха, комфортности, уверенности. Значительно повышает качество их зрительных и речевых возможностей, развивает творческие способности.