Татьяна Тиунова
Использование танцевально-игровой гимнастики «Са-фи-дансе» на физкультурных занятиях и в режиме дня дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у телевизора и планшета. Некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием ребенка, отправляя их на различные кружки и не оставляя времени на игру со сверстниками. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей к школьному возрасту увеличивается число детей с хроническими заболеваниями до 52%, 38% имеют ослабленное здоровье, лишь 10% детей относятся к абсолютно здоровым. Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем развитии детей. В настоящее время в ДОУ активно вводятся дополнительные развивающие занятия : аэробика, ритмика, спортивные игры. Все больше появляются детских садов с бассейном. Но все же основной нагрузкой в плане физического развития являются физкультурные занятия.
Публикация «Использование танцевально-игровой гимнастики „Са-фи-дансе“ на физкультурных занятиях и в режиме дня дошкольников» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Режим дня. Конспекты
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Как сделать так, чтобы физкультурные занятия стали действительно развивающими, увлекательными, познавательными?
Традиционная система физкультурных занятий недостаточно совершенна как по своей структуре, так и по методике обучения. Это побуждает к поиску новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду.
Проанализировав состояние материально-технической базы детского сада, мною были сделаны выводы о том, что она не в полной мере способствует решению поставленных в Программе задач по физическому воспитанию. Изучив различные физкультурно- оздоровительные технологии по физическому воспитанию дошкольников, с целью повышения качества проведения занятий, на физкультурных занятиях мною стали использоваться элементы танцевально- игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» разработанной Фирилевой Ж. Е., Сайкиной Е. Г. направленной на всестороннее гармоничное развитие детей дошкольного возраста.
Привлекательную форму образовательному процессу придает игровой метод. Он облегчает процесс запоминания и освоение упражнений и повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Физкультурные занятия с использованием элементов «Са-Фи-Дансе» гимнастики носят интегрированный характер, так как на них решаются задачи и из других образовательных областей.
1. «Физическое развитие» – учить выполнять все виды основных движений (ходьба, бег, лазание, метание, прыжки); учить выполнять физические упражнения из различных исходных положений, с предметами и без предметов; учить строевым упражнениям и умению перестаиваться в круг, колонну и т. д.
2. «Познавательное развитие» - учить детей заботится о своем здоровье; развивать познавательный интерес о видах спорта, мыслительную активность при выполнении физических упражнений и т. д.
3. «Речевое развитие» – учить проговаривать тексты стихотворений, потешек, считалок в подвижных играх и на сюжетных физкультурных занятиях и т. д.
4. «Социально-коммуникативное развитие» – способствовать созданию положительных эмоций детьми при выполнении физических упражнений, развивать инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки и т. д.
5. «Художественно-эстетическое развитие» – выразительно и ритмично двигаются в соответствии с характером музыки, учить детей в подвижных играх и сюжетных занятиях передавать в роли характерные особенности персонажа и т. д.
Краткая характеристика используемых элементов «Са-Фи-Дансе» на физкультурных занятиях и в режиме дня дошкольников :
1. Игроритмика – специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. На утренней гигиенической гимнастике и в подготовительной части занятия используется : ходьба на каждый счет или через счет, сочетание ходьбы с хлопками на каждый счет или через счет, выполнение ходьбы, бега, движения туловищем, руками, ногами в различном темпе.
2. Игрогимнастика – строевые упражнения (построение, перестроение в шеренгу, колонну, в круг; передвижения в обход шагом, бегом, бег «змейкой», общеразвивающие упражнения с предметами (мячи, обручи, платочки, флажки, ленты) и без предметов. Используются в подготовительной части физкультурного занятия, на утренней гигиенической гимнастике инструктором по физкультуре и воспитателями в группах. (Приложение рис. 1, 2, 3).
3. Игротанцы – танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы. Используются в основном на физкультурно- оздоровительных, спортивных праздниках по плану мероприятий на учебный год. Например: Танцевальный флешмоб, посвященный Дню защиты детей, «Воробьиная дискотека» (Диско танцы) и т. д. (Приложение рис. 4).
4. Игропластика – это нетрадиционное развитие мышечной силы и гибкости детей. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой форме. Например, упражнения типа: «Лодочка, «Морская звезда», «Змея». Используются данные упражнения в заключительной части физкультурного занятия, в бодрящей гимнастике после сна воспитателями в группах. (Приложение рис. 6, 7).
5. Пальчиковая гимнастика. Служит основой для развития ручной ловкости, мелкой моторики и координации движений рук. Такие упражнения не только обогащают внутренний мир ребенка, но и улучшают память, мышление, развивают фантазию. Используются в режимных моментах в течении всего дня воспитателями детского сада. Для удобства создана картотека пальчиковой гимнастики. Комплексы: «Вот помощники мои», «Сидит белка» и т. д. (Приложение рис. 8).
6. Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма (поглаживание отдельных частей тела в образно-игровой форме). Используется в утренней гигиенической гимнастике, в заключительной части физкультурного занятия, в бодрящей гимнастике, в режимных моментах на возрастных группах.
7. В музыкально-подвижные игры – входят упражнения, применяемые практически на всех занятиях (т. к. игра – ведущий вид деятельности). Здесь используются приемы имитации, подражания, образного сравнения, ролевые ситуации, соревнования. Например: «У медведя во бору», «Водяной», «Совушка», «Поезд», «Автомобили». Используется на прогулках, в групповых комнатах во время карантина, в физкультурных досугах и развлечениях. (Приложение рис. 9).
8. Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности. Данный материал помогает сплотить детей, дает возможность, стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть, что пожелаешь. Активно используются в качестве физкультурных развлечений и физкультурных досугов, являются основой сюжетных физкультурных занятий. Например: «Лесные приключения», «Времена года», «Космические путешествия», «Морские приключения» и т. д.
9. Креативная гимнастика предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр (развитие воображения, творческого мышления и инициативы). В нашем детском саду мы используем музыкально-творческие игры «Бег по кругу», «Займи место», «Выставка картин», «Магазин игрушек», «Танцевальный вечер».
Также была разработана и успешно апробирована Программа кружковой деятельности по танцевально- игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» для детей детского сада.
Одной из форм взаимодействия с родителями в нашем детском саду является проведение мастер-классов, в которые также включены элементы «Са-Фи-Дансе». Так, уже традиционно, в летний период проходит мастер-класс «На зарядку вместе с мамой и папой». Родители совместно с детьми осваивают и выполняют под музыку танцевально-ритмический комплекс физических упражнений. (Приложение рис. 5).
Как мы видим, возможности применения упражнений танцевально-ритмической гимнастики широки.
Использование элементов «Са-Фи-Дансе» на физкультурных занятиях и в режиме дня дошкольников на протяжении двух лет способствовало во многом повысить интерес к физической культуре и спорту. Помимо оздоровительного эффекта, умения управлять своим телом, запаса двигательных навыков, положительной динамики развития физических качеств, позволило детям почувствовать себя сильными, уверенными в себе, создало чувство свободы, эмоциональной защищенности.