Екатерина Евсеева
Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире с каждым годом растет количество детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Для того, чтобы ребенок с такими особенностями мог быть успешным, ему необходимо своевременное оказание психолого-педагогической помощи. Высшие психические функции ребенка в дошкольном возрасте обладают свойствами «подвижности» и «пластичности», поэтому коррекция в этот период создает благоприятные условия для профилактики вторичных нарушений, которые в дальнейшем могут осложнять обучение ребенка.
Публикация «Использование игрового комплекта „Пертра“ в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Современная педагогика требует от педагогов использование новых технологий. В практике обучения дошкольников в настоящее время широко используются различные игровые средства и пособия, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. В коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи мы используем комплект психолога «Пертра», вошедший в арсенал специалистов в области дошкольного образования (педагогов, логопедов, психологов, дефектологов). Данный комплект разработан известным педагогом и психологом Марианной Фростиг и позволяет в увлекательной игровой форме развивать все психические процессы, предоставляет широкое поле для «общения» ребенка с деталями-манипуляторами под руководством педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда.
У детей с ОНР наблюдается значительное своеобразие высших психических функций: формирование любого уровня зрительного отражения нарушено (зрительные образы у таких детей обеднены, часто деформированные и неустойчивые). Воспитанники с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, часто «упускают» важные детали, не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки [3].
Таким образом, недостаточное развитие у дошкольников с ОНР зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования. Пособие «Пертра» как нельзя более способствует не только пространственному ориентированию, но и сенсорному развитию, развитию таких видов детской деятельности, как игровая, познавательная, исследовательская, конструктивная и продуктивная. В процессе работы дети учатся применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослыми, так и ими самими.
Работа с любым набором игровых средств «Pertra» начинается с исследования каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, проверить на совместимость детали одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов. В процессе восприятия всегда присутствуют также двигательные компоненты – ощупывание предметов и движение глаз при исследовании конкретных предметов, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т. д. Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств.
Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствует обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи, что так необходимо ребенку с ОНР.
Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики ребенка. Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки. Такое умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма. Для формирования данных навыков мы используем набор игровых средств «Konstruktion» (пространство на плоскости) и «Grafomotorik» (от каракуль к каллиграфии). Примерные игры: сложить дорогу и поездить по ней на машинке, поездить по дороге шариком, проведи по дороге магнитным штифтом-ручкой
При работе с образцом какого-либо узора формируется сознательное, целенаправленное изучение объекта, дети учатся внимательно исследовать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой, четкий и понятный, алгоритм действий. В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет действия, направленные на группировку объектов, соотнесение их по цвету, форме, величине. В данной коррекционно-развивающей работе мы используем набор игровых средств «Klassifikation» (классификация) и «Diskrimination» (одинаковое и разное). Примеры игр: «Собери бусы», «Продолжи бусы», «Построй две пирамиды», «Классификация», «Четвёртый лишний» и т. п.
Таким образом, систематическое использование набора «Пертра», постепенное усложнение заданий, повторение трудноусваиваемых действий дает быструю положительную динамику коррекционно-развивающей работы с ребенком с общим недоразвитием речи. В процессе работы с данным пособием развиваются все когнитивные процессы ребенка: зрительные, тактильные и кинестетические восприятие и память, непроизвольное и произвольное внимание, мыслительные процессы, речь; формируются содружественные движения глаз и руки.
Литература
1. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи/ Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. — М. : Книголюб, 2004. – 104 с.
2. Игровой комплект «ПЕРТРА» набор психолога/ методическое рекомендация. – М. : Институт новых технологий, 2010. – 60 с.
3. Фотекова, Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР// Дефектология. – 2012. – 236 с.