Приложение МААМ

Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Екатерина Евсеева
Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире с каждым годом растет количество детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Для того, чтобы ребенок с такими особенностями мог быть успешным, ему необходимо своевременное оказание психолого-педагогической помощи. Высшие психические функции ребенка в дошкольном возрасте обладают свойствами «подвижности» и «пластичности», поэтому коррекция в этот период создает благоприятные условия для профилактики вторичных нарушений, которые в дальнейшем могут осложнять обучение ребенка.

Публикация «Использование игрового комплекта „Пертра“ в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Современная педагогика требует от педагогов использование новых технологий. В практике обучения дошкольников в настоящее время широко используются различные игровые средства и пособия, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. В коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением речи мы используем комплект психолога «Пертра», вошедший в арсенал специалистов в области дошкольного образования (педагогов, логопедов, психологов, дефектологов). Данный комплект разработан известным педагогом и психологом Марианной Фростиг и позволяет в увлекательной игровой форме развивать все психические процессы, предоставляет широкое поле для «общения» ребенка с деталями-манипуляторами под руководством педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда.

У детей с ОНР наблюдается значительное своеобразие высших психических функций: формирование любого уровня зрительного отражения нарушено (зрительные образы у таких детей обеднены, часто деформированные и неустойчивые). Воспитанники с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, часто «упускают» важные детали, не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки [3].

Таким образом, недостаточное развитие у дошкольников с ОНР зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования. Пособие «Пертра» как нельзя более способствует не только пространственному ориентированию, но и сенсорному развитию, развитию таких видов детской деятельности, как игровая, познавательная, исследовательская, конструктивная и продуктивная. В процессе работы дети учатся применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослыми, так и ими самими.

Работа с любым набором игровых средств «Pertra» начинается с исследования каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, проверить на совместимость детали одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов. В процессе восприятия всегда присутствуют также двигательные компоненты – ощупывание предметов и движение глаз при исследовании конкретных предметов, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т. д. Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений. В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств.

Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствует обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи, что так необходимо ребенку с ОНР.

Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики ребенка. Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки. Такое умение позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма. Для формирования данных навыков мы используем набор игровых средств «Konstruktion» (пространство на плоскости) и «Grafomotorik» (от каракуль к каллиграфии). Примерные игры: сложить дорогу и поездить по ней на машинке, поездить по дороге шариком, проведи по дороге магнитным штифтом-ручкой

При работе с образцом какого-либо узора формируется сознательное, целенаправленное изучение объекта, дети учатся внимательно исследовать, понимать и использовать инструкцию, а затем создавать свой, четкий и понятный, алгоритм действий. В процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет действия, направленные на группировку объектов, соотнесение их по цвету, форме, величине. В данной коррекционно-развивающей работе мы используем набор игровых средств «Klassifikation» (классификация) и «Diskrimination» (одинаковое и разное). Примеры игр: «Собери бусы», «Продолжи бусы», «Построй две пирамиды», «Классификация», «Четвёртый лишний» и т. п.

Таким образом, систематическое использование набора «Пертра», постепенное усложнение заданий, повторение трудноусваиваемых действий дает быструю положительную динамику коррекционно-развивающей работы с ребенком с общим недоразвитием речи. В процессе работы с данным пособием развиваются все когнитивные процессы ребенка: зрительные, тактильные и кинестетические восприятие и память, непроизвольное и произвольное внимание, мыслительные процессы, речь; формируются содружественные движения глаз и руки.

Литература

1. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи/ Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. — М. : Книголюб, 2004. – 104 с.

2. Игровой комплект «ПЕРТРА» набор психолога/ методическое рекомендация. – М. : Институт новых технологий, 2010. – 60 с.

3. Фотекова, Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР// Дефектология. – 2012. – 236 с.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет)Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в работе с дошкольниками (фотоотчет) Игровой набор «Дары Фрёбеля» включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем и его последователями.

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Использование мандал в работе с дошкольникамиИспользование мандал в работе с дошкольниками Детский коллектив неоднороден, все чаще в группу приходят дети с трудностями поведения, гиперактивные, нервозные. В работе с такими ребятишками.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Автор публикации:
Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 16 ноября 2020 в 21:05
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Евсеева (УИ 1907588) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД