Татьяна Борменкова
Использование игр познавательного характера для мыслительных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Первые годы жизни ребенка –самое благоприятное время для его развития. Когда разумные заботы дадут самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и, которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже.
Итак, первое условие успешного развития его умственных способностей – раннее начало.
Второе – ребенка надо окружить такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
Публикация «Использование игр познавательного характера для мыслительных способностей детей» размещена в разделах
Третье, важнейшее условие – умственные способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребенок добивается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает свой «потолок» все выше и выше.
Четвертое – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдут ребенку на пользу.
Пятое – предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых. Нельзя делать за детей то, что он сам может сделать, додумать за него, когда он сам может додуматься.
Одной из важнейших задач дошкольного образования – умственное развитие ребенка. Оно не сводится только к тому, чтобы научить ребенка дошкольного возраста считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способностей видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знакомыми словами.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим играм познавательного характера. Это блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, счетные палочки, вкладыши и рамки Монтессори, «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат», «Дроби», игры-головоломки: «Колумбово яйцо», «Танграм», «Сфинкс», «Волшебный круг» и так далее.
Знакомство с палочками Кьюзенера нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста, используя их как игровой материал. Дети могут играть с ними как с обычными палочками, составлять различные конфигурации (дома, окошки, дорожки). Можно предложить игру «Заборчик» (обращать внимание детей на то, что одноцветные палочки одинаковы по длине или высоте, «Зоопарк» (строительство вольеров для животных разных размеров, клетки получаются не только разной высоты, но и разного цвета, «Разноцветные вагончики» (цвет - это число, предложить построить необычный поезд из цветных палочек). Старших детей привлекает возрастание длины вагончиков: чем больше число, тем длиннее палочка и наоборот.
Блоки Дьенеша привлекают внимание детей прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Ребенок, видя перед собой какую-либо геометрическую фигуру, должен перечислить 4 ее признака: форму, цвет, величину и толщину. Блоки так же можно использовать для создания всевозможных построек. Можно предложить следующие игры: «Угадай цвет», «Найди блок» (один ребенок называет все свойства, а другие должны его найти, «Найди свой домик» (группировка по наличию, отсутствию одного свойства, «Найди свою дорожку» (группировка по двум свойствам). Игры, в которых используются геометрические фигуры, предназначенные для развития логического мышления, способствуют приобретению дошкольниками навыков образования двух множеств, характеризующихся двумя различными признаками.
Игра «Сложи квадрат», получая части квадрата дети выполняют несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и по степени сложности.
«Колумбово яйцо». В этой игре у детей развивается геометрическое воображение, пространственное представление, наблюдательность, развиваются умственные способности. Округлость большинства фигур располагает к составлению из них силуэтов птиц, животных, человека.
«Сложи узор». Это складывание узоров из кубиков по готовым узорам. Это самый простой вид работы. По мере того, как у ребенка получается составлять путем наложения на образец, составлять узор на столе.
«Головоломка Пифагора». Эта игра напоминает танграм. На первом этапе дети могут создавать силуэтное изображение, путем последовательного укладывания деталей на расчлененный образец, выполненный в том же масштабе, чти и набор для игры. Тем же способом предложить детям выполнить силуэтное изображение, пользуясь нерасчлененным образцом.
«Счетные палочки». В играх с палочками создаются большие возможности для развития не только смекалки, сообразительности, но и благодаря открытию новых способов действия с материалом, таких качеств мышления, как активность, самостоятельность. Как и в каждой игре всегда нужно начинать от простому к сложному. Усложнения содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач. Первая группа игр предполагает построение простых фигур, например по стороне (построить треугольник со стороной 1,2 палочки). Чем больше сторона, тем больше треугольник и наоборот. Вторая группа игр предполагает построение сложных фигур, составленных из несколько простых, имеющих общую вершину или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга. К третьей группе игр относится преобразование фигур типа: добавь, убери палочку, переложи и т. д.
«Волшебный круг». Детали получаются в результате деления круга на 10 частей. Игра эта дает возможность создавать фигуры человека, животных, рыб, птиц, предметов обихода.
«Сфинкс». В наборе игры 7 простых геометрических фигур: 4 треугольника и 3 четырехугольника с разными соотношением сторон. Внимание детей, особенно мальчиков, привлекают прежде всего образцы ракеты, самолета, парусника, птиц.
«Листик». Набор игры включают в себя 9 элементов, полученных в результате разрезания, напоминающей схематическое изображения сердца или форму листа растения. Способы создания остаются прежними, основанными на принципе: от простому к сложному.
Творческие поиски детей надо поощрять, стимулировать, поддерживать эмоциональный подъем. Это послужит надежной гарантией того, что ребенок будет вновь и вновь возвращаться к этим играм, достигая все новых и новых успехов.