Елена Прокопьева
Использование художественных произведений в развитии социально-коммуникативных навыков у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем современном мире, наполненном электронной техникой, забывается и ослабевает значимость художественного слова. Дети не приучены к чтению, прослушиванию художественных произведений и умению использовать по назначению детские книги.
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей с аутизмом с окружающими людьми. А чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми вербальной речью, расширение словаря, развитие связной речи. Совместное взаимодействие с книгами взрослого и ребенка позволяет формировать чувство доверия, умение налаживать эмоциональный контакт, бороться со страхами.
Публикация «Использование художественных произведений в развитии социально-коммуникативных навыков у детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» июль 2021
Трудность обучения ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС) обусловлена нарушениями в области социального взаимодействия. Аутичным детям трудно общаться, т. к. у них не сформированы механизмы подражания, имитации, понимания обращенной речи и невербальных проявлений другого человека.
На сегодняшний день в педагогике недостаточно практических предложений по работе с детьми с РАС. В основном, это индивидуальные игры с ребенком. Поэтому встала задача, как заинтересовать детей произведениями художественной литературы и через это вовлечь их в совместную деятельность, а также развить и поддержать эмоциональный контакт воспитанников как со сверстниками, так и со взрослыми.
Данную задачу была реализована через совместную деятельность с использованием стихотворений русских писателей и русских народных сказок.
Для привлечения внимания детей к книге были разработаны пособия. Их особенностью является возможность сопровождения чтения активными действиями детей. Пособие представляет собой ламинированный вариант книги с картинками, которые дети могут снять, рассмотреть, потрогать и снова приклеить на страницу.
Первый этап включает непосредственное знакомство с книгой. Сначала проводится индивидуальная работа с детьми. Она заключается в чтении текста произведения и рассматривании иллюстраций.
Следующий этап работы заключается в организации совместного чтения и рассматривания картинок в рамках Круга. Педагог, проводящий Круг, читает текст, потом демонстрирует иллюстрации и комментирует их. Останавливается на каждой картинке, чтобы подчеркнуть основную мысль. Во время рассматривания проговариваются слова литературного произведения.
Таким образом, они вовлекаются в процесс совместной деятельности. Через такую деятельность у ребенка формируется целостный образ предмета, о котором говорится в книге, дети учатся видеть изображение героев на иллюстрации, узнавать их, выражать отношение к действиям героев. Развивается сенсорное восприятие, мелкая моторика, память.
В процессе работы с пособием дети постепенно запоминают текст. Педагог при чтении книги останавливается и дает возможность детям договорить последнее слово в строке, а впоследствии и целую строку. Когда дети уже достаточно хорошо усвоят текст, чтение можно сопровождать ритмичными движениями.
Материал для работы подбирался с учетом доступности сюжета, интересов детей и простоты возможных сопровождаемых движений.
Знакомство с художественной литературой было организовано со следующих текстов:
• русские народные сказки «Курочка ряба», «Колобок»;
• стихотворения С. Михалкова;
• цикл стихотворений «Игрушки» Агнии Барто
На данный момент, мы получили первые, пусть и незначительные результаты:
Дети ждут и с удовольствием включаются в работу с книгой на Круге. Ребята, усвоившие текст книги, с интересом отвечают педагогу на вопросы по содержанию. Некоторые дети запомнили и могут продолжить начатую педагогом строчку в тексте. Есть и такие, кто может рассказать самостоятельно все произведение, опираясь на иллюстрации.