Тамара Куракина
Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра для ребенка дошкольного возраста очень важна. Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие символом детства, детской культуры. Для ребенка кукла – прежде всего игрушка, которую можно превратить в партнера для игры, общения. Кукла может выступать заменителем реального друга, который все понимает и прощает.
Публикация «Мастер-класс „Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Куклотерапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Куклотерапия широко применяется для решения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе, со страхами, заиканием, нарушения поведения, детьми, имеющими эмоциональную травму.
В моей группе есть ребята с повышенной двигательной активностью и дети малообщительные, плохо идущие на контакт. Им порой бывает достаточно трудно признать свое неправильное поведение, осознать переживаемые эмоции и адекватно их выразить. Для успешного взаимодействия с такими детьми требуется посредник. Таким посредником стала Кукла. Кукла помогала детям приобрести важные социальные навыки : здороваться, прощаться, оказывать помощь и поддержку. То, что просит сделать взрослый, делает кукла, а не ребенок. Ребята с большим удовольствием выполняли различные задания от имени куклы и для нее.
Игра проводилась в виде импровизаций монологов и диалогов действующих лиц. Я брала на себя роль сказочного героя, взаимодействовала с другими игровыми персонажами в ситуации неожиданного появления, угрозы, хитрости, дружбы и т д. Успешным был вариант изображения отрицательного героя, например, агрессивного волка или хитрой лисы, в борьбе с этими персонажами объединялись другие дети-персонажи и зрители. Все хотели помочь беззащитному зайцу, выражали ему сочувствие. Игра с куклами строилась так, чтобы некоторые дети, ради которых она проводилась, смогли узнать себя как бы в зеркальном отражении, что позволило им лучше осознать и перестроить свои нежелательные формы поведения.
Таким образом, благодаря куклотерапии создается особая среда, влияющая на развитие ребенка, при этом достигаются желаемые результаты: развивается речь детей, эмоциональная и моторная адекватность, коммуникативные навыки.
В изготовлении кукол принимали участие родители. Этот момент очень важен, так как кукла, созданная руками любящих взрослых, оказывает значительный эффект.
Вот такие куклы сделали наши родители.
Этих сказочных героев сделали из маленьких йогуртовых бутылочек, теннисных мячиков.
«Пальчиковые куклы»- небольшие куклы, одевающиеся на палец.
Головки были вылеплены из соленого теста.
«Куклы перчатки». Они изготовлены из носков.
Эти ложки с разными эмоциями можно превратить в героев и проиграть нужные ситуации. Которые помогут понять, как побеждать зло.
А эта улитка и Задира шарфик были сшиты из шарфов.
Осьминога связала заботливая мама. Он может смеяться, грустить, удивляться. А мы сделаем, чтобы он всегда был веселый.
Каждая кукла найдет место в нашей игре и станет нашим другом.
Проигрывание историй позволяет опосредованно обучать детей поведенческим моделям, безопасным путем обсуждать трудные и щекотливые темы, устанавливать контакты, преодолевать барьеры в общении. Ребенок, «оживляя» куклу, впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за ее действия, «жизнь», слова, поведение. Учиться находить адекватное вербальное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. А для взрослого куклотерапия - это замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивление у детей.