Алена Гололобова
Использование художественного слова в воспитании культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование художественного слова в воспитании культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста
Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок 2-3 летнего возраста обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
Публикация «Использование художественного слова в воспитании культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима в помещении возрастной группы, выбора наиболее целесообразного режима для детей, систематического закаливания. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Предметом особого внимания является психическое самочувствие ребенка в детском саду. Необходимо поощрять положительные эмоции, выражать каждому ребенку участие, интерес к его замыслам и действиям. Если ребенок неохотно идет в детский сад, скучает там, не проявляет активности, это значит, что воспитатель не сумел найти правильного подхода к малышу и следует увеличить «дозу» ласки, заботы и внимания, чтобы ребенок стал веселым и жизнерадостным. Отрицательные эмоции становятся благоприятным фоном для соматических и психических нарушений, снижения детской самостоятельности.
В приобщении малышей к здоровому образу жизни особо важно овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
Гигиеническая культура осваивается через приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
«Ну что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто он и не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность – не врожденные качества. В основе их – гигиенические навыки и привычки, которые формируют с раннего возраста. На картинках и в жизни узнавать процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения. Правильно называть эти процессы («Девочка умывается», «Мальчик ест кашу», «Девочка купает куклу»). Знать предметы, необходимые для умывания (мыло, полотенце, водопроводный кран, вода и т. п., для еды (посуда, столовые приборы). Называть предметы и действия (предметы одежды и обуви; действия: снимать, надевать, обувать, расстегивать, шнуровать, завязывать и пр.). Называть некоторые свойства и качества предметов и действий, связанные с выполнением гигиенических процедур ( мыло: розовое, гладкое, пенится; полотенце: пушистое, красивое, чистое, белое, с полосками). Переживать положительные чувства в связи с выполнением гигиенических действий : «Я сам вымыл руки, я – молодец! Как хорошо, когда руки чистые!». Рассматривать в зеркале свое чисто вымытое лицо. Знать короткие стихи или потешки об умывании, одевании, еде, повторять их за взрослыми или самостоятельно: «Водичка – водичка, умой мое личико» и др.
Каковы же они? До полутора лет ребенку перед каждым приемом пищи моют руки. С полутора лет учат его делать это самостоятельно: сначала только подставлять руки под струю, затем потирать ими. После двух лет ребенок в состоянии научиться мыть руки с мылом и вытирать их. Он привыкает пользоваться только своим полотенцем.
Для того чтобы ребенок был в дружбе с мылом и водой, надо исключить возможность неприятных ощущений во время умывания, например, вода холодная или она затекает в рукава, их надо приподнять. Однако и слишком теплая вода для этой цели не рекомендуется, так как умывание не только гигиеническая, но и закаливающая процедура. Нужна вода комнатной температуры.
Умывание. С небольшой помощью взрослого мыть руки, соблюдая последовательность: взрослый помогает закатывать рукава, отрегулировать струю воду, ребенок самостоятельно мочит руки в воде, берет мыло, намыливает руки; взрослый показывает: как сделать много пены; ребенок повторяет намыливающие движения, смывать мыло, закрывает кран; если кран тугой, взрослый сам окончательно закрывает его; ребенок самостоятельно вытирает руки и лицо полотенцем, взрослый обращает внимание ребенка на то, что руки и лицо были сухими. По своему побуждению или по напоминанию взрослого ребенок охотно моет руки.
Уход за внешним видом. Радоваться чистой красивой одежде, аккуратной прическе. Испытывать чувство брезгливости от загрязненной одежде, грязных рук. Непричесанных волос, обращаться к взрослому с моментами устранены. По напоминанию взрослого пользоваться носовым платком, класть его в карманчик.
Поведение за столом. Выражать стремление самостоятельно, отказаться от предложения «кормить с ложечки». Держать ложку в правой руке, тщательно переживать пищу. Радоваться, что умеет есть самостоятельно, как старшие. По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой. Замечать по показу воспитателя красиво сервированный стол, красочную посуду. Вкусную еду. Узнавать и называть некоторые блюда: суп, борщ, каша, котлеты, салат, пюре, компот, сок, чай. По напоминанию взрослых говорить «спасибо». Дома иметь «любимую» тарелку, чашку, салфетку, с удовольствием наблюдать, как мама моет посуду, делать попытки вымыть свою чашечку, тарелку, подать бабушке хлеб, пирожок.
Уход за вещами и игрушками. Вместе со взрослыми и по его показу складывать игрушки на место, вешать одежду, ставить обувь. Наблюдать, как взрослый стирает, гладит, чистит одежду, принимать участие в мытье игрушек, в купании кукол.
Одевание. Учиться по показу взрослого снимать и надевать одежду, расстегивать большие пуговицы спереди, шнуровать ботинки. Знать свои вещи, радоваться опрятной одежде.
Игровые умения. В игре отражать процессы умывания, одевания, еды: кормить, купать, одевать игрушки, «учить» свои любимые игрушки правильно кушать, умываться; в играх – демонстрациях с игрушками, показываемых воспитателем, помогать кукле правильно одеваться, приносить зайчику все, что нужно для купания зайчат, и т. п.