Светлана Титовская
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с помощью ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Самая большая ценность для человека – здоровье. Поэтому так важно помочь детям дошкольного возраста осознать, какую ценность представляет здоровье, понять необходимость выполнения гигиенических процедур и других оздоровительных мероприятий, которые должны стать для них привычными.
Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста, основой приобщения его к здоровому образу жизни является усвоение основ культуры гигиены.
Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с помощью ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Средняя группа
- Темочки
Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при их формировании идёт не простое усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации малыша, ребенок начинает знакомиться с миром предметов, созданных человеком, он осваивает предметные действия.
Создание системы работы по формированию у детей младшего возраста культурно - гигиенических навыков, внедрение новых подходов в организации работы с дошкольниками включает в себя следующие задачи:
• изучить теоретические основы воспитания КГН у детей младшего дошкольного возраста;
• выявить уровень сформированности навыков личной гигиены у детей в условиях группы ДОУ;
• разработать план мероприятий направленных на понимание важности заботы о своем здоровье;
• подобрать новые игровые технологии, с использованием ИКТ;
• разработать рекомендации для родителей по воспитанию КГН.
Перед дошкольным учреждением в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по воспитанию у детей гигиенических навыков. Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующим поколением, происходит только в совместной деятельности и общении. Основной задачей гигиенического воспитания детей дошкольного возраста является сообщение им элементарных гигиенических сведений и формирование на их основе умений, навыков и привычек, а также воспитание культуры поведения.
Это становится возможным в силу того, что у детей дошкольного возраста особенно сильно развиты тяга к подражанию, наблюдательность, любознательность, ребенок лучше запоминает, устанавливает причинно – следственные связи. Как правило, дети в этом возрасте стремятся все делать самостоятельно. Особенно актуальна эта проблема в младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сензитивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.
Для привития КГН у детей используется показ, пример, объяснение, поощрение, беседы и упражнения в действиях. В младшем дошкольном возрасте широко используются различные приемы: личный пример, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, потешки, стихотворения, беседы с детьми, просмотр видео материалов.
В своей работе с детьми я активно применяю информационно – коммуникативные технологии, в которые входит использование музыкального центра для провидения физ. минуток, утренней гимнастики, прослушивания аудиосказок, интерактивной доски для показа презентаций, а в индивидуальной работе используется детский игровой планшет.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников - работа с применением ИКТ в воспитательно-образовательном процессе имеет ряд преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются стимулом к познавательной активности детей;
• Просматривая презентацию, ребенок быстрее и лучше запоминает информацию.
• Учится сопоставлять картинку и звук.
• Классифицирует окружающий мир, объединяет разные предметы и вещи в один вид или делит его на составляющие.
• У ребенка формируется целостное представление о мире.
Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска. Педагог может создавать свою коллекцию иллюстраций, развивающих заданий, видеоматериалов или воспользоваться уже готовой; создавать свои разработки занятий, мультимедийные презентации, развивающие интерактивные игры.
Мною были разработаны и использованы следующие интерактивные игры и презентации:
• В гости к Мойдодыру.
• Чистота - залог здоровья.
• Путешествие в город Предметов личной гигиены.
• Поможем «Грязнуле» вымыть руки.
Также я в своей работе использую документ-камеру. Документ-камера – это современный удобный инструмент, который расширяет возможности педагогов, позволяет «оживить» процесс обучения, сделать его более интересным и эффективным. Возможности документ-камеры можно использовать практически на всех занятиях для детей дошкольного возраста. Мной были использованы такие возможности как:
• Демонстрация наглядного материала с бумажных носителей небольшого формата
• Увеличение мелких демонстрируемых объектов с помощью «электронной лупы»
Формирование КГН у младших дошкольников осуществляется под руководством взрослых (родителей и воспитателя). Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.
Взаимодействуя с родителями воспитанников, прежде всего, было важно объяснить, что обучая трехлетних детей навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности
Посещения родителями группы, просмотр и обсуждение с ними видеоматериалов, отражающих режимные моменты, проведение родительских собраний, индивидуальные консультации, оформление буклетов позволили выработать единый взгляд на возможности детей. Ответы на вопросы родителей о том, какие условия должны быть созданы дома и как развивать детскую самостоятельность, помогли им стать активными участниками процесса развития своего ребенка.
В результате применения данных методик, была отмечена положительная динамика. Дети стали уделять больше внимания повседневным режимным моментам, казавшимся им ранее скучными и неинтересными, у многих из них повысилось качество выполнения тех или иных действий, что в будущем приведет к формированию устойчивых навыков.