Комарова Любовь
Использование дистанционных образовательных технологий в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
А помните распоряжение президента «отменило» привычный ритм жизни и «вменило» другой.
Дистанционное образование стало реальностью нашего времени. И педагоги-дошкольники оказались самым уязвимым человеческим ресурсом в этой ситуации. В отсутствии какой-либо законодательной базы возникло огромное количество вопросов:
- Возможно ли вообще говорить о дошкольном детстве и дистанционном образовании? И если да, то как?
- Как эффективно организовать онлайн и оффлайн обучение?
Публикация «Использование дистанционных образовательных технологий в процессе взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
- Дистанционное образование в ДОО
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Как вовлечь родителей в образовательный процесс, чем привлечь детей?
- Как интересно, доступно, понятно организовать дистанционное обучение дошкольников?
Пытаясь разобраться в вопросе, мы поняли, что крайне сложно и энергозатратно оставаться один на один в такой ситуации. При организации дистанционного обучения каждому педагогу приходится значительно больше и громче говорить, увеличивается время на подготовку онлайн-занятий, появляются сложности с обратной связью (нет контакта «глаза в глаза», очень большая физическая нагрузка (на органы речи, на зрение, статическая поза и т. д., а также определенный психологический дискомфорт: либо ты говоришь экрану с черными иконками, либо видишь себя, симпатичную женщину, но на экране компьютера – с полосами, пятнами, точками и т. д.
И мы решили, для того чтобы грамотно построить образовательный процесс и сохранить свое здоровье надо действовать сообща, так родился наш проект «Сообщество сцециалистов». Профессиональное общение друг с другом, возможность разработки занятия, охватывающего как все 5 основных областей, так и обеспечивающего психологический комфорт и сохранение здоровья маленького человека, а также комфортное взаимодействие с родителями, которые могут получить развернутую консультацию от всех специалистов сразу.
Отправной точкой нашей работы было решение вопроса: выявить оптимальные способы для предоставления развивающего материала в дистанционном формате, определить актуальные и интересные темы занятий, то есть понять – какой материал давать детям и в какой форме?
Для этого мы провели мониторинг,в котором выяснили интересующие нас вопросы.
По итогам мониторинга наиболее востребованной и воспринимаемой формой дистанционного взаимодействия, стала форма театрализованных представлений, объединенных одной темой, которая содержит задание от каждого специалиста (инструктора по физической культуре, педагога по здоровью, педагога-психолога, музыкального руководителя).
Основная цель заданий – закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.
Почему для онлайн-встреч с дошкольниками выбор пал на такую продуктивную творческую деятельность?
Во-первых, это требует минимум знаний о ПК и ZOOM как со стороны родителей, и тем более со стороны детей;
Во-вторых, это существенное сокращение для ребенка, так называемого экранного времени;
В-третьих, повышение двигательной активности ребенка, при развитии интегративных качеств;
В четвертых: результат встречи – продукт!
Мы организовали следующие виды деятельности с дошкольниками и их родителями:
1. Подгрупповые занятия с детьми по лексическим темам для развития интегративных качеств.
2. Индивидуальные занятия с детьми, которые имеют сниженные показатели по результатам мониторинга.
3. Групповое и индивидуальное консультирование родителей.
Музыкальный руководитель в дистанционном режиме работы проведя несколько занятий, пришла к выводу, что петь лучше всё-таки, записывая видео. А вот с танцами дела обстоят чуть по-другому! Вариант «снимать себя» оказался не очень эстетичным, «снимать детей» - во-первых детей нужно где-то взять, а во-вторых их нужно подготовить, чтобы танцевальные движения были красивыми и правильными. Все педагоги знают, что подбор качественного и разнообразного материала для каждого занятия - важнейшая часть его подготовки. В условиях дистанционного обучения материалом для музыкальных занятий стали аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности.
Руководитель ФИЗО ввела новый вид гимнастики, который оценили и дети и родители, именно в дистанционном формате. Это нейробика – гимнастика для мозга. Общеизвестен факт, что физическое развитие ребенка опережает познавательное и активно стимулирует его. Цель такой гимнастики — развитие способности мозга устанавливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов.
Главный принцип нейробики — постоянно изменять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.
Чем для нас интересна нейрогимнастика:
• обязательно задействованы не менее двух органов чувств;
• концентрация внимания на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
• Смена привычных маршрутов выполнения движения;
• Немаловажное достоинство нейробики — отсутствие противопоказаний.
Данная физкультура поможет положительно настроиться на выполнение определенных действий. Зарядка полезна не только для тренировки вестибулярного аппарата, но и для речевого развития, памяти, темпо-двигательных действий, работы обоих полушарий мозга.
Несмотря на сложность этих упражнений, дети их очень любят.
Проработав индивидуально с детьми отдельные элементы нейробики, мы внесли некоторые упражнения в театрализованные представления, в которых дети получают задания к самостоятельному (и в парах с родителями) их выполнению.
Педагог дополнительного образования на уроках здоровья, всегда ставит цель: сохранение, сбережение и созидание здоровья детей. Как решить этот вопрос при проведении онлайн-занятия?
Поэтому родилась методическая разработка «Дидактическая игра в формате SMART», где за основу взят синтез игры родителей интерактивных технологий, что позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Дидактическая игра в формате SMART с любимым мультгероем привлекут внимание и помогут ребенку с удовольствием освоить новое или закрепить уже пройденный материал. На экране, мультгерой предлагает детям поиграть, повторяя за ним движения и слова, обучая тем самым алгоритму действий в игре: на каждое слово нужно подбросить мяч вверх или ударить им о пол и перед тем, как поймать его, успеть выполнить необходимые движения, в соответствии со смыслом и ритмом произносимых слов. Для игры потребуется мяч среднего или малого диаметра (мякиш, SMART доска, ноутбук, планшет, телефон.
Консультации педагога-психолога, наверно, самые востребованные во времена всего нового, непонятного и поэтому очень страшного.
Пять месяцев большинство из детей находились рядом со взрослыми, которые нервничали, переживали, не понимали, что происходит, пытались приспособиться, верили/не верили в вирус, искали маски и перчатки, заливали все вокруг антисептиком и толком не могли объяснить: почему надо сидеть дома и нельзя играть с соседом Сережкой…
Это то, что приводит к:
- повышенному уровню тревожности;
- всевозможным страхам;
- обидчивости, капризам, упрямству;
- истерикам;
- проблемам в общении как со взрослыми, так и со сверстниками;
-усталости.
Выводы:
1. Использование дистанционных образовательных технологий стало неоспоримым фактом образовательного процесса, и позволяет не прерывать его при различных внешних условиях.
2. Но электронное образование не заменит очное образование, так как личное общение и взаимодействие активно влияет на эмоциональное и коммуникативное развитие дошкольников, а также на развитие всех интегративных качеств.
3. Относиться к дистанционным технологиям негативно тоже не стоит, наоборот, это стимул для саморазвития педагога, ребенка и родителя.
4. Дистанционные образовательные технологии должны стать в наше время дополнением к очному образовательному процессу и повысить его качество.
5. Совместная организация работы помогает грамотно построить образовательный процесс в дистанционном поле, сделать его всесторонним и плодотворным.
6. Когда знакомишься с понятиями дистанционного образования везде читаешь : обучающийся, ученик, студент, преподаватель, учитель, нигде не написано воспитанник и воспитатель, т. е. как это все относится к дошкольному образованию нам еще предстоит понять.