Ольга Васильевна Васильева
Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Василий Сухомлинский.
Основной задачей дошкольной образовательной организации является сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, обеспечение условий для роста личности. Успешно осуществить эту задачу невозможно в отрыве от семьи, так как родители – это самые первые воспитатели ребенка. Поэтому, педагогам дошкольного образования, и родителям детей необходимо понять главную цель их взаимодействия - регулировании между обеими сторонами партнерских отношений. Успех будет от тех отношений, которые позволят объединить общие усилия с целью воспитания детей, создания благоприятной атмосферы совместных интересов, наиболее эффективно активизировать умения родителей в области воспитания, готовить их для восприятия нового опыта.
Публикация «Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
Дошкольным образовательным организациям необходимо ориентироваться на поиск новейших форм и методов работы, учитывающих актуальные потребности семьи, способствовать развитию активной жизненной позиции у родителей. В процессе взаимодействия детского сада и семьи стоит уделить внимание дифференцированному подходу к родителям, микроклимату в семье, социальному статусу, а также родительским запросам и степени заинтересованности родителей непосредственно воспитанием собственных детей. В настоящее время для ДОУ актуально не только занимается воспитанием ребенка, но и предоставлять родителям консультации по вопросам воспитания. Педагог – не только воспитатель, он партнер для родителей по воспитанию дошкольников.
Большое значение имеет отношение родителей к воспитанию своих детей. Неотъемлемой частью родительской педагогической культуры является их стремление как можно более совершенно воспитать собственных детей, ответственно подходить к выполнению родительских обязанностей.
Для успешного сотрудничества родителей и педагогов необходимо:
- взаимопонимании и доверии обоих сторон;
- создания активной развивающей среды, разнообразных активных форм в взаимодействии взрослых и детей, которые предполагали бы единый подход к развитию ребенка семьи и дошкольного образовательного учреждения;
- анализ частных и общих проблем в воспитании и развития ребенка.
Для планирования успешной работы, педагогам необходимо знать социальный состав, настрой и ожидания родителей от участия дошкольного учреждения в развитии и воспитании их ребенка. В этом педагогу помогут проведение бесед и анкетирования родителей. На основе собранных данных воспитатель дошкольного учреждения сможет профессионально скорректировать свою работу с родителями детей, найти эффективные приемы для взаимодействия с каждой семьей. В современных условиях дошкольным учреждениям необходимо быстро реагировать на все изменения, происходящие в обществе, в образовательных запросах и потребностях семей, их социальном состоянии. Таким образом детский сад обязан постоянно находиться в состоянии развития. С этим учетом нужно корректировать тематику и форму запланированных мероприятий для каждой отдельно взятой семьи. Взаимодействие с семьёй предопределяет корректное обращение педагогов с родителями, дружелюбный стиль общения.
С учетом нынешних требований важно, чтобы целью дошкольной организации стало становление и признание родителей в статусе полноценных участников образовательного процесса и формирование единого пространства по развитию детей в дошкольном учреждении и в семье. Важно ориентироваться на тот факт, что продуктивность процесса воспитания и развития ребенка, взаимодействия детсада и родителей зависит от профессиональной компетентности, как педагогов, так и педагогической культуры самих родителей. Государственный образовательный федеральный стандарт по дошкольному образованию один из результативных факторов в нравственном и духовном развитии, в воспитании дошкольников, их социализации – повышение педагогической культуры у родителей, а также развитие в семье педагогической грамотности.
Исследователи считают, что дошкольное учреждение может удовлетворить родительские запросы в полной мере лишь при условии открытости системы. Сегодня педагоги дошкольного образовательного учреждения обязаны не только показать родителям образовательный процесс, но и вовлечь родителей в этот процесс. Семье ребенка, участвующей непосредственно в процессе воспитания ребенка, предоставляется возможность понаблюдать за работой педагога с детьми и самому принять участие в этом процессе: изучить помещения в детском саду, побеседовать с опытными воспитателями и товарищами ребенка. Посещая в детском саду группу, родитель может выступать в различных ролях: «Гость», «Доброволец». Семья может помочь воспитателю в подготовке мероприятий, проявить инициативу в общении с детьми и воспитателем. Педагог же должен стимулировать интерес родителей, для посещения их группы, чтобы налаживать контакт с детьми. Из вышеперечисленного следует то, что современному педагогу дошкольного образовательного учреждения необходимо продумать приемы формирования у родителей навыков осмысленного их включения в обоюдный с воспитателем процесс воспитания и образования ребенка. Стать не только равноправными партнерами с родителями, как требует Закон «Об образовании», но и сделать их равноответственными участниками всего образовательного процесса. Участие взрослых членов семьи в воспитательном образовательном процессе в полной мере позволяет значительно повысить качество образования своих детей, поскольку родители лучше воспитателей знают возможности своего ребенка, и они заинтересованы в дальнейшем их продвижении. В результате организации различных форм родительско - детского взаимодействия воспитатель может поспособствовать развитию родительской радости, уверенности, а также удовлетворения от общения с детьми. Педагог способен помочь родителям в полной мере понять возможность организации образования ребёнка в будущем, определить главные особенности организации его образовательного индивидуального маршрута в процессе обучения его в школе.
Задача взаимодействия воспитателя с семьями дошкольников заключается в том, чтобы:
- познакомить родителей со всеми особенностями психического и физического развития ребёнка, развития навыков безопасного поведения, самостоятельности, умения оказывать элементарную помощь в ситуациях, угрожающих здоровью;
- познакомить взрослых с главными особенностями подготовки ребенка к школе, развить позитивные отношения к будущей школьной жизни;
- полностью ориентировать взрослых на развитие основной познавательной деятельности дошкольника, развитие его кругозора, элементов логического мышления в процессе игр, общения с взрослыми и детской самостоятельной деятельности, различных психических процессов;
- помочь взрослым создать необходимые условия для развития ответственности, организованности у старших дошкольников, умений общаться с детьми и взрослыми, способствовать развитию социальной активности в деятельности, совместной с родителями;
- в полной мере способствовать развитию партнерских позиций родителей при общении со своим ребенком, формированию уверенности в себе и положительной самооценки, поближе познакомить взрослых с основными способами развития самоконтроля у детей и воспитания полной ответственности за совершенные поступки и действия. Стоит отметить, что успешное взаимодействие становится возможным только тогда, если воспитатель знаком с воспитательными возможностями семьи каждого ребенка, а семья имеет полное представление о детском садике, которому она доверила воспитание своего ребенка. Отличную возможность для обоюдных познаний воспитательного потенциала предоставляют: организуемая специально педагогическая социальная диагностика с использованием анкетирования, бесед и сочинений; посещение воспитателями семей своих воспитанников; организация в детском саду дней открытых дверей; различные собрания-встречи, которые ориентированы на знакомство с трудностями и достижениями сторон, воспитывающих детей. Главными формами просвещения выступают: родительские собрания, конференции, семинары, лекции, тренинги, мастер-классы, игры, проекты.
Сегодня особой популярностью не только у воспитателей ДОУ, но также и у родителей пользуются именно нетрадиционная форма общения. Выделяют такие основные нетрадиционные формы: досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках); информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»); наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, просмотров открытых занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек); познавательные (семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний и консультация в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей). Все они построены по типу развлекательных и телевизионных игр, программ и направлены на то, чтобы установить неформальные контакты с родителями затем, чтобы привлечь их внимание к детскому саду. В новых современных формах взаимодействия со взрослыми реализуется принцип диалога и партнерства.
Необходимо помнить, что воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен при этом вполне отдавать себе отчет в том, что каждая из семей имеет ряд персональных особенностей, в результате чего семьи по-разному реагируют на вмешательство в процесс воспитания детей извне. В результате этого сегодня наиболее актуальными задачами остаются: разграниченный подход к семьям различного типа, индивидуальная работа с каждой из семей, постоянная забота о том, чтобы из поля зрения специалистов не упустить каких-либо важных вопросов.