Елена Максеева
Использование дидактического панно для познавательного развития ребенка младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие осуществляется не только в непосредственно организованной совместной деятельности, то есть на занятиях. Мероприятия вне занятий для познавательного развития и развития познавательной мотивации у детей младшего дошкольного возраста несут на себе большую развивающую нагрузку. К ним относится создание и работа с дидактическим панно. Дидактическое панно позволяет проводить познавательные забавы, сказки, наблюдения, дидактические игры в приятной, комфортной обстановке, на положительном эмоциональном фоне.
Публикация «Использование дидактического панно для познавательного развития ребенка младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Из чего можно сделать?
Панно располагается таким образом, чтобы весь рабочий материал находился на уровне глаз детей, и они имели возможность свободного доступа.
Весь материал на нем съемный (установлен только кавролин, все остальное крепится с помощью липучек, что обеспечивает:
• удобство в хранении,
• выполнение различных манипуляций этим материалом детьми.
Для изготовления дидактического материала к панно использовался фетр, флис, нарисованные картинки из бумаги, липучки, пуговицы.
Съемный материал вырезался из картона по шаблону и обшивался тканью. Внутрь закладывается синтепон. В некоторые игрушки вшивались колокольчики, например медведь из сказки «Теремок», светофор. Некоторые наборы картинок на ножках для вставления в прорезь.
Чтобы все это не потерять, детальки складываются в специальные корзиночки.
Какие крепления?
Крепится съемный материал при помощи липучек, пуговиц, ножек.
Какие виды, темы занятий?
Дидактическое панно предназначено для работы по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром, познанию, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой.
Специально подготовленный дидактический и наглядный материал, пополняющийся по мере изучения новых тем, помогающий наиболее эффективному усвоению программного материала, в силу своей уникальности, позволяет использовать разнообразные формы и методы проведения непосредственно образовательной деятельности: путешествия, развлечения, интегрированные и комплексные занятия, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых ситуаций.
Панно способствует развитию познавательных процессов (мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения. На панно расположено множество предметов, стимулирующих прикосновение к ним, действия с ними, исследование поверхностей, создавая опыт тактильных ощущений.
В нашей группе создается дидактическое панно «Время года». Оно предназначено для фиксации наблюдений за природой в разное время года, приобщение к пониманию закономерностей окружающего мира, изменения в зависимости от сезона.
Делается четыре комплекта панно : (на каждый сезон) на небе – для солнца, туч, облаков, на деревьях – для листьев, снега, кормушки, птиц, под деревом – для ёжика, на пруду – для птиц, земноводных, снежного покрова и пр., в доме – вешалка для одежды. Создаётся набор картинок (на ножках для вставления в прорези) на каждое время года. Например, осень – тучи, тучи с дождём, солнце, лужи, осенние листья (кроны, грибы, красные ягоды, желуди, серый заяц и пр., овощи и фрукты, набор осенней одежды для старичка; зима – тучи, снежинки, снежный покров для деревьев и земли, крыши, дома; зимующие птицы, кормушка, зимующие звери, снеговик, Дед Мороз, Снегурочка и пр., набор зимней одежды для старичка; весна – солнце, сосульки, лужи, первые листья, трава, насекомые, птицы, звери весной; набор весенней одежды для старичка; лето – солнце, облака, тучи с дождём, трава, цветы, насекомые, птицы, звери, летняя одежда для старичка.
В течение сезона с панно проводится работа, цель которой – в наглядной форме сконцентрировать наиболее запоминающейся детям явления разных времён года. Эти явления берутся из наблюдений за природой. В конце зимы и весны можно предложить детям сравнить два сезона с опорой на наглядность (панно) – «Найди отличия между зимой и весной». В конце года можно предложить детям сравнить три панно (осень, зима и весна).
Познавательные забавы. Проводятся примерно раз в месяц ( за исключением декабря и января: эти месяцы насыщены новогодними праздниками). Цель – в приятной, игровой форме дать детям определённые представления об окружающем мире или расширить и закрепить их. Основное содержание познавательных забав – игры и игровые упражнения.
В течение года можно провести следующие познавательные забавы : «Дети с ветки» (семена и плоды разных деревьев); «Бумажный праздник» (рукотворный мир – бумажные игрушки: гармошки, веера, кораблики); «Заводные игрушки»; «Весёлые снежинки»; «Кто, кто в домике живёт?» (домашние животные, «Водичка-вода» и пр.
Из-за чего у детей появляется интерес?
Работа с дидактическим пособием вызывает у детей интерес тактильного восприятия (потрогать, изучить, прикрепить). Обыграть предложенную ситуацию воспитателем. Дети рассказывают сказки с последующим пристегиванием модулей. Вызывает интерес у детей загадывание воспитателем загадок, с последующим пристегиванием отгадок.