Ольга Подузова
Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию опыт работы по теме:
«Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития»
Слайд1
Следуя работе с детьми в соответствии с данной программой дошкольного образования : «От рождения до школы», развивая познавательно- исследовательскую деятельность и расширяя опыт ориентировки в окружающем, формируя первичные представлений об объектах окружающего мира, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов, заметила повышенный интерес детей к экспериментальной деятельности. И я решила не упустить эту возможность и начать с детьми поисково - познавательную деятельность.
Публикация «Организация детской экспериментальной деятельности младшего дошкольного возраста, как средство познавательного развития» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Когда ребёнок слышит, видит и делает сам, всё усваивается прочно и надолго.
Прежде, чем начать работу по экспериментальной деятельности с детьми, мною были изучены программы, методические разработки, рекомендации следующих авторов:
• Т. М. Бондаренко. «Экологические занятия с детьми5-6 лет»
• Л. В. Рыжова. «Методика детского экспериментирования»
• В. Н. Чернякова. «Экологическая работа в ДОУ»
• Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»
• Т. А. Шорыгина. «Беседы о природных явлениях и объектах», «Беседы о воде в природе»
Почему мною выбран именно этот программно- методический комплекс?
В этих книгах наиболее доступно представлены конспекты образовательной деятельности, беседы, наглядный материал, рекомендации по организации детской экспериментальной деятельности.
Изучив методическую литературу по детской поисково- познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям своей работы. Подборку практического материала распределила по разделам «Живая природа» и «Неживая природа», по темам – с указанием названия опыта, развивающих задач, необходимых материалов и оборудования. Разработала модифицированную программу: «Что, где и как?
Цель: «Развитие познавательного интереса и активности ребёнка»
Для достижения этой цели были поставлены следующие
Задачи:
Расширить представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук
Развивать у детей элементарные представления об основных физических свойствах и явлениях
Воспитывать бережное отношение детей к родной природе
Слайд2.
С целью развития детского экспериментирования в группе мы вместе с детьми и родителями оборудовали центр-лаборатория «Лаборатория Знайки» для свободной деятельности и индивидуальных занятий. В «Лаборатории Знайки» находятся мини- коллекции природных материалов, приборы- помощники, прозрачные сосуды, бросовые материалы, технические материалы и т. д., так же подборка серии книг по детскому экспериментированию для детей. (дети с удовольствием их рассматривают и пытаются повторить опыты. Я подобрала серию экспериментов с объектами неживой природы, которые я использую в работе с детьми среднего дошкольного возраста.
Для повышения уровня знаний детей разработала перспективный план своей деятельности и деятельности детей
Чтобы у детей не пропал интерес использовала на занятиях различные методы и формы обучения:
• Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Познавательное развитие»
• Ведущими методами изучения является наблюдение и эксперимент
• Словесные методы: беседа, пояснение, художественное слово о природных явлениях (специфика применения этих методов заключается в том, что воспитатель создает яркие картины реальных событий, а дети устанавливают общие закономерности)
• Опыт, фиксация результатов наблюдений
• Метод экспериментирования (с различными художественными материалами, нетрадиционными формами рисования, лепки)
• Организационные приемы : подбор и расстановка соответствующего оборудования, инвентаря для проведения опытов, напоминание детям правил техники безопасности при проведении опытов, работе с материалами
• Игровые приемы с привлечением различных сказочных персонажей: Дед Знай, Капелька, Зайка- любознайка, Почемучка Собственная продуктивная деятельность детей : практическая деятельность, индивидуально-коллективный труд
• Мотивационный (убеждение, поощрение)
• Игровая деятельность : дидактические игры, подвижные игры
• Эвристический (развитие находчивости и активности)
В ходе экспериментов я обогащала опыт детей, они практически осваивали свойства и качества материалов, участвовали в исследовании различных природных материалов.
Слайд3,4,5,6,8
Детям интересно было узнать, как получаются мыльные пузыри, как звучат предметы, определить свойства воздуха, плавучести предметов, какие бывают камни?
Экспериментируем с различными материалами
Слайд9
Изучаем, как происходит извержение вулкана
Слйд10
С помощью чего, мы видим и слышим?
Слайд11
Д/И «Узнай по запаху»
Слайд 12
С помощью чего мы видим и слышим?
Слайд 13
Д/И «Что как звенит?»
Слайд 14,15
Во время совместного исследования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы.
Все занятия с детьми провожу с использованием опытов и экспериментов.
Например: изучая, свойства песка, рассматривая песок через лупу, дети сами сделали вывод, что песчинки разной формы и сыпучие, но если мы смочим песок водой, то песчинки склеиваются между собой и из них можно лепить. В конце каждого занятия подвожу итог. Задаю детям вопросы: «Что нового вы узнали сегодня?», «Чему научились?», «Что вам было интересно?», «Что еще вы, хотели бы узнать?». Этим я прослеживаю насколько был усвоен материал детьми. Что и о чём ещё нужно им рассказать.
Эксперименты проводятся не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей. Дети с интересом наблюдают за свойствами снега на прогулках, определяют его качества.
Исследуем свойства воды
Слайд 16
Наблюдаем за таянием льда
Слайд 17
Экспериментируем с красками
Слайд18,19
Чтобы поддержать интерес детей к эрспериментированию, разработала исследовательско- творческий проект «Для чего нужна вода?»
Для привлечения родителей к экспериментальной деятельности в нашей группе организовала мастер- класс «Маленькие исследователи» по экспериментированию совместно с детьми.
Слайды: 20,21,22
Целью мастер- класса: знакомство родителей с экспериментированием в неживой природе
Задачи:
Образовательные: Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности с детьми.
.Уважаемые коллеги, я с уверенностью могу сказать, что детское экспериментиро вание – как форма организации познавательной деятельности имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Знакомство ребёнка с физическими явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности. Поисково-исследовательская деятельность включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным – исследователем, первооткрывателем.
Слайд 23