Зайцева Людмила
Детское экспериментирование — один из методов познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познание начинается с удивления.
Аристотель.
Что может быть интереснее и удивительнее для детей, чем эксперименты и опыты в познании окружающего мира? Ребёнок постоянно исследует окружающие его предметы, ему свойственно стремление получать новые впечатления, экспериментирование, поиск новых сведений об окружающей его действительности.
Публикация «Детское экспериментирование — один из методов познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для формирования познавательной деятельности. Ребенок проявляет интерес ко всему, что его окружает. Он познает свойства предметов в ходе взаимодействия с ними, осуществляя при этом познавательную, исследовательскую деятельность.
В современном мире очень важно чтобы человек сам умел добывать знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В решении этой задачи ведущая роль отводится образованию. Перед педагогами ставится задача изменить способ подачи информации, сделать процесс образования не только более увлекательным, но и способствовать развитию личности в соответствии с требованиями общества.
В дошкольном возрасте необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития личности ребёнка. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности. В познавательно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить свою любознательность, практически установить связи между предметами и явлениями, расширить и систематизировать свои представления об окружающем мире.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет нас на индивидуальный подход, а также на достижение у дошкольников более высокого уровня развития познавательных интересов. Поэтому экспериментальной деятельности нужно уделять большое внимание.
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности.
Использовать экспериментирование, как метод обучения предлагали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие. Отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой;
Академик Н. Н. Поддьяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Он утверждает, что именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей дошкольников : “Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования”.
Экспериментирование - важнейший вид поисковой деятельности.
«Детское экспериментирование — особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития» (Н. Н. Поддьяков).
Известна Китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Действительно, знания, полученные самостоятельно усваиваются более осознанно и прочно.
Цель экспериментальной деятельности - углублять представления о живой и неживой природе, развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, образовательные области, прогулку и сон.
Экспериментирование позволяет развивать мышление, продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать понимать экологические правила поведения и следовать им, соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Для ребенка 5-7 лет экспериментальная деятельность имеет сходство с игровой, однако становится самостоятельным видом деятельности. Поэтому ребенок старшего дошкольного возраста осуществляет экспериментирование в привычном для нас понимании этого слова.
Экспериментирование мы организуем в четырё х основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей и совместная работа с родителями.
1. Организованная образовательная деятельность с детьми. (мы разработали перспективный план опытов и экспериментов).
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Благодаря развитию изобразительных способностей ребёнка, точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его во время изобразительной деятельности
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в уголке экспериментирования).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах). Примером может служить детско-родительский исследовательский проект «Удивительная вода».
В нашем детском саду мы используем как демонстрационные способы экспериментирования, например, «Вулкан», «Вода и пар», «Яблочный спутник свечи» и т. д., так и фронтальные, которые проводят сами дети («Волшебное сито», «Цветной песок», «Что отражается в зеркале?»); однократные и повторяющиеся (цикл наблюдений за водой, воздухом, магнитами, ростом растений).
В проведении детского экспериментирования мы соблюдаем определённую последовательность.
- Проблемная ситуация. Например, «Как растения пьют воду?»
- Целеполагание. (Доказать, что корешок растения всасывает воду и стебелёк проводит её; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями).
- Выдвижение гипотез. (Растение всасывает воду с помощью корня и проводит через стебель к листьям и цветкам).
- Проверка предположения. (Педагог обрезает стебель бальзамина и предлагает детям использовать взрослое растение бальзамина на черенки, поставив их в воду. Дети рассматривают срез пенька, сохранившего связь с почвой. Затем дети поливают почву, наблюдая за происходящим. Дети объясняют, что происходит, используя знания о функциях корней и стеблей: результат опыта зарисовывают).
- Обобщение полученных данных. (На срезе пенька выступают капельки воды. Эти капельки можно сразу рассмотреть через лупу).
- Вывод. По результатам проведё нного исследования делаем вывод: вода из почвы, через корешки доходит до стеблей и идёт дальше.
Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось).
Мы экспериментируем и изучаем свойства воды и воздуха, песка, глины и почвы, света и цвета, звука, магнитов, металла, древесины, стекла, пластмассы и т. д.
Большой интерес вызывает у детей коллекционирование.
Дети любят рассматривать и изучать коллекции «Привет с берега моря», которая включает в себя камни, ракушки, гальку и другие предметы, привезённые детьми из отпуска с моря, «Из маленького семечка…», где собраны семена деревьев, кустарников нашей полосы и растений, у нас не встречающихся, «Из чего наша одежда», где представлены различные виды тканей и т. д.
Чтобы способствовать развитию познавательного интереса в изучении растений, мы собираем гербарии, собираем сведения о деревьях, кустарниках, травах и цветах, которые отражаются и в творческих работах детей. В результате этого, дети знакомятся с функциями частей растений, дыханием, питанием, развитием, размножением, значением растений, а также расширяют представления о лекарственных растениях.
Большую помощь в данном вопросе нам оказывают наблюдения за огородом.
Огород обустроен на окне, что способствуем длительным наблюдениям за процессом роста растений, условиями роста растений. Круглый год у нас созревают помидоры, зреет земляника, зеленеет лук, петрушка, укроп. Главными помощниками в создании огорода, который у нас носит название «В гостях у Маши и Медведя» были родители. Они приносили рассаду, семена, почву, атрибуты, для создания сказочной атмосферы.
Не обходим вниманием и животный мир, создавая макеты («Водный мир», «Животные леса» и т. д., тем самым изучаем взаимосвязи живой и неживой природы, пищевые цепочки, отыскиваем и делимся интересными фактами из жизни рыб, птиц, зверей, насекомых.
В пособии «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под общей редакцией Л. Н. Прохоровой говорится: «Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности : ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта».
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Мы уделяем большое внимание созданию условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. У нас оборудован уголок экспериментирования в группе, чтобы дети в свободной деятельности могли удовлетворить свои познавательно-исследовательские интересы.
Мы подобрали литературу по этой теме, собрали картотеки опытов и экспериментов.
Используя методическую литературы по данному вопросу и опыт работы наших коллег мы оснастили уголок экспериментирования всем необходимым, и он превратился в настоящую лабораторию.
«Всякой вещи своё место», гласит поговорка и у нас всё на своих местах. Есть место:
- где дети размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья и т. д.);
- для приборов;
- для хранения материалов (природного, «бросового»);
- для проведения опытов;
- стол для игр с песком и водой.
Вместе с родителями мы собрали приборы и оборудование:
Микроскоп, лупы, зеркала, весы (безмен, напольные, настольные); магниты, термометры, бинокль, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал, резина, мельницы.
Ё мкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки, ложки.
Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т. п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п., а также песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.
Уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В процессе экспериментирования способствуем тому, чтобы дети задавали вопросы, устанавливали последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы. Во время проведения опытов развиваются навыки межличностного общения и взаимодействия: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым.
«…Ведь необъятен и велик,
Как небо - мир волшебный книг!» А. Усачев
Отдельное внимание уделяем работе детей с книгами, энциклопедиями, атласами, используем их для формирования у детей умения самостоятельно «общаться» с книгой, добывать нужную информацию.
«Я сложу в свою шкатулку, что узнал и понял я,
Результаты опытов, поисков и фокусов,
Нужно больше мне узнать, чтоб шкатулку открывать».
В нашем уголке экспериментирования имеется местечко для «Премудрой шкатулочки». Туда мы складываем результаты исследовательской деятельности детей, фотоматериал с занятий, реализации проектов, детские работы, а также диски с презентациями опытов и экспериментов.
«Что узнали – закрепляем, в игры дружно мы играем…»
В уголке экспериментирования подобраны настольные, дидактические игры: «Что происходит в природе?», «Где живёт вода?», «Береги живое?», «Воздух, земля, вода». Дети закрепляют знания, полученные во время опытов.
Большую роль в развитии познавательной активности ребенка отводим взаимодействию с семьями воспитанников. Заинтересованность детей, их познавательный интерес связаны с заинтересованностью, идущей от родителей. Поэтому мы в своей работе призываем родителей к совместной познавательно – исследовательской деятельности с детьми в домашних условиях. Для этого мы используем различные формы сотрудничества: для родителей создана картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. В уголке для родителей находится специальный стенд, где помещаем информацию о деятельности с детьми, предложения, советы, фотоотчёты.
Таким образом, в результате познавательно-исследовательской деятельности у дошкольника, увеличивается объем знаний, получаемых в процессе совместной и самостоятельной деятельности, развивается мышление, расширяется кругозор, совершенствуется речь. Поисковая деятельность с детьми развивает нравственную сторону личности ребенка : бережное отношение к природе, к труду людей; дети учатся совместной работе, общению друг с другом во время достижения единой цели. Регулярное использование исследовательских методов обучения в различных видах деятельности удовлетворяет потребности детей в новых знаниях, впечатлениях и не позволяет развиться у дошкольников познавательной пассивности, благодаря чему в дальнейшем они успешно учатся в школе. Такая форма работы может является одним из приёмов для развития партнерских отношений педагогов дошкольных учреждений с семьями воспитанников.
В заключение хочется процитировать слова Ф. Бэкона «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт».
Список использованной литературы.
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика/Синтез, 2014. — с. 368 с.
2. Баталина Т. С. Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18.
3. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте/ Л. С. Выготский// Хрестоматия по возрастной психологии : учеб. пособие/ Сост. Л. М. Семенюк. – М. : Воронеж, 2003г.
4. Дыбина. О. В. Неизведанное рядом. ООО ТЦ Сфера, 2010. -192с.
5. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст. Москва: Педагогическое общество России. -2003. -80с.
6. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Короткова Т. А. // Дошкольное воспитание - 2003г. - №3 – С. 12.
7. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4—6 лет. — Волгоград: Учитель, 2009.
8. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. — М. : ТЦ Сфера, 2004. — 56 с.
9. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
10. Людмила Рыжова. Методика детского экспериментирования (ФГОС)Уч. -метод. пос. д/дошк. воспитания,д/гуверн. и родит. Детство-пресс. 2014. - 204с.