Разия Фахуртдинова
Использование дидактических игр по развитию полисенсорного восприятия у детей 4–7 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Полисенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы полисенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, прислушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия (перцепция - восприятие).
Публикация «Использование дидактических игр по развитию полисенсорного восприятия у детей 4–7 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Полисенсорное восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Итак, восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.
Выделяются четыре операции или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.
Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.
Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона.
Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация.
Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов.
Таким образом, восприятие представляет собой систему перцептивных действий, овладение которыми требует специального обучения и практики.
Кроме того, выделяют следующие свойства восприятия :
1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, оно формируется в процессе практики, т. е. восприятие – система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
2. Константность восприятия – благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Константность восприятия – также не врожденное свойство, а приобретенное.
3. Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
4. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
5. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Зрительное и осязательное восприятие сходны по своим физиологическим механизмам. В образах, возникающих в процессе этих видов перцепции, отражаются многочисленные свойства и качества материи, движущейся в пространстве и времени. Причем, зрение и осязание фиксируют ряд одних и тех же физических, пространственных и временных характеристик объектов.
Глаза и руки способны самостоятельно и вполне адекватно отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение; только при помощи зрения человек различает цвет, при помощи осязания – сдавливаемость, вес, тепло и холод.
Зрительное восприятие отражает восемь категорий признаков, а осязательное – одиннадцать, хотя, конечно, большее количество признаков, различаемых осязательно, еще не означает, что осязательные образы более полно и точно отражают действительность, так как здесь решающее значение имеет способ перцепции.
Задачи:
1) поддержание и воспитание у ребенка потребности включать осязание и остаточное зрение в сенсорно-перцептивный процесс;
2) совершенствование тактильной чувствительности;
3) развитие активного осязания, координации деятельности обеих рук;
4) формирование навыка обследования нескольких рельефных изображений, объединенных единым сюжетом;
5) уточнение предметных представлений при сопоставлении натурального предмета и рельефного изображения;
6) совместное прочтение книги ребенком и взрослым с целью активизации познавательного интереса, развития сохранных анализаторов;
7) предупреждение возникновения вербализма на основе добавления к словесному обозначению того или иного объекта его рельефного изображения.