Замалова Эльвира Наилевна
Использование дидактических игр как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра.
Дидактические игры способствуют :
развитию познавательных и умственных способностей;
развитию речи детей;
социально-нравственному развитию дошкольника.
Публикация «Использование дидактических игр как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В нашем детском саду «Колокольчик» дидактическим играм и познавательно – речевому развитию уделяется особое внимание. Благодаря использованию дидактических игр обучение проходит в доступной и интересной для детей игровой форме. Дидактическая игра помогает сделать учебные задания увлекательными, создают радостное рабочее настроение, повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Наша группа «Гномики» оснащена разнообразными видами дидактических игр и пособиями, развивающими познавательно – речевую активность дошкольников. Так, например, познавательная игра «Времена года» способствует развитию знаний у детей о временах года, их особенностях, расширяется и пополняется словарь детей; познавательная игра – лото «Большие и маленькие» позволяет развивать внимание, память и речь, совершенствует знания детей о животных и их детёнышей; дидактическая игра «Четвёртый лишний» помогает детям классифицировать предметы по общему признаку, исключать лишнее и т. д.
В нашей группе обучение проходит в непринуждённой, игровой форме и незаметно для детей. Мы создаем все необходимые условия для игр: подбираем соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумываем, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечиваем место для игры.
Успешное руководство дидактическими играми, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной и речевой активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.
В заключении хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.
Я заметила, что дети, которые особенно любят играть в дидактические игры, приобщают к игре своих родных дома (мам, пап, бабушек братьев и сестер). Родители обращаются с просьбой объяснить правила понравившихся игр, так как дети настаивают на своих правилах, им чаще хочется быть победителем в игре. Эти дети более усидчивы, ответственное других, чаще доводят начатое дело до конца. Работа над развитием познавательных способностей детей включает в себя деятельность всех участников педагогического процесса: педагога, детей, родителей.
Теперь родители не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.