Ольга Викторовна Мухортова
Использование дидактических игр и игровых упражнений, в образовательной деятельности по обучению грамоте у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обучаясь чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности, которые для дошкольника очень сложны. Он должен усвоить довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки. Он должен знать правила «озвучивания» буквосочетаний. Приобретая элементарные технические навыки чтения, ребенок должен научиться понимать значение и смысл письменных текстов.
Публикация «Использование дидактических игр и игровых упражнений, в образовательной деятельности по обучению грамоте у дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра для ребенка дошкольного возраста – это основной вид деятельности. Речевые игры способствуют выполнению важных задач: психологически готовят детей к речевому общению; обеспечивают многократное повторение ими речевого материала; тренируют детей в выборе нужного речевого материала. Поэтому, на занятиях по обучению грамоте мною используются дидактические игры и упражнения для того, чтобы легче заинтересовать каждого ребенка, привлечь его внимание, организовав увлекательную ситуацию, создать стимул для подражания.
При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как «гласный звук», «согласный звук», «Твердый», «Мягкий», «буква». Этот процесс осложняется тем, что мышление ребенка в дошкольном возрасте преимущественно наглядно-образное, т. е. малыш в основном оперирует образами, а не понятиями.
Для решения этой проблемы целесообразно при подготовке детей к усвоению грамоты использовать разнообразные игровые приемы. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное педагогом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. А повторы действий способствуют формированию умений и навыков. Дидактическая игра должна соответствовать этапу обучения грамоте, индивидуальным особенностям детей, в них должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.
Игра, как форма деятельности, способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре реализуется значительно быстрее и прочнее.
Предлагаем вашему вниманию дидактические игры, которые используется при интеграции образовательных областей : социально - коммуникативное и речевое развитие.
Игры предназначены для детей от 5 – 7 лет.
Цель. Развитие фонематического слуха, умение выделять из потока речи часто повторяющийся звук, различать гласные и согласные звуки.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Воспитатель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали, определяют, гласный он или согласный.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Зоиного Зайку зовут Зазнайкой.
Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
Кот копеек накопил, кошке кофточку купил.
На иве иней искрится, ива под инеем спит, не боится.
Алла и Аня ахали над алыми цветами.
"Угадай-ка"
Взрослый предлагает ребенку отгадать, какой звук слышится в слове. Услышав звук, ребенок должен показать соответствующую букву (Ж или З). Данная игра может проводиться как с одним ребенком, так и группой детей.
Слушай внимательно и угадай!
Правильно звуки ты выделяй!
Розы, лужа, забор, зелень, ножи, запись, жираф, завод, коза, жук, жаба, звезда, Зоя, ваза, журнал, зуб, запонка, золушка, жаворонок, зонтик, желудь.
Данную игру можно видоизменить: предложить ребенку (детям, услышав какой звук в слове, "жужжать" или "звенеть"; на звук Ж - хлопать (приседать, а на звук З - топать (подпрыгивать).