Лучший педагог года

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста

Светлана Иванова
Использование дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольной педагогике сенсорное воспитание всегда рассматривалась как основа умственного развития ребенка, потому что все другие формы познания (воображение, мышление, запоминание и так далее) строятся на основе восприятия, являются результатом переработки его образов. А. В. Запорожец определял цель сенсорного восприятия.

Публикация «Использование дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В начале XX века в детских садах России достаточно широко использовались системы сенсорного воспитания М. Монтессори, Ф. Фребеля и О. Демероле. Многие выдающиеся русские педагоги отмечали некоторые недостатки и вносили свои изменения и дополнения. Большой вклад в развитие отечественной системы сенсорного воспитания с опорой на принцип народности в то время внесли Е. И. Тихеева и Я. К. Шлегер.

Фундаментальные экспериментальные исследования проблем сенсорного развития и воспитания в нашей стране начались под руководством А. В. Запорожца 1960г. А. В. Запорожец, А. П. Усова и Н. П. Самулина разработали основные принципы системы сенсорного воспитания, сохраняющие свою актуальность до сих пор.

Сенсорное развитие с одной стороны составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формир1эвание у детей представление о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов

Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат хроматические цвета спектра. Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, А также выделение разных измерений величины - длины, ширины, высоты, толщины.

В настоящее время вопросами сенсорного воспитания занимаются Л. А. Вагнер, Э. Г. Телегина, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и другие.

Л. А. Вагнер в книге «Воспитание сенсорной культуры ребенка» предлагает последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорными эталонами. В этом пособии идет речь о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета. Но и немалое значение имеет зрительное восприятие пространства пространственных отношений.

Позднее я изучила авторскую программу «Развитие» раздел «сенсорное воспитание». Авторы утверждают, что сенсорное развитие должно занимать одно из центральных мест в работе с детьми. Кроме этого я познакомилась с работой воспитателей яслей сада №66 г. Москвы А. В. Колядной и Г. Н. Нагаевой, которые использовали в своей работе специально разработанный цикл занятий для младших дошкольников.

Также изучила книгу Б. П. Никитина «Ступеньки творчества или развивающие игры». Игры Б. П. Никитина тесно связаны сенсорной культурой. Эти игры развивают творческие способности детей. Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности. При их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается не то новое. Здесь требуется особые качеств ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи л зависимости, закономерности- все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Для себя я решила, что в своей работе я буду использовать игры Б. П. Никитина.

Я полностью согласна с автором программы «Развитие» и поддерживаю мнение педагогов и психологов о сенсорном воспитании детей, что ознакомление сенсорными эталонами должно быть последовательное, и оно должно занимать одно из ведущих мест в работе с детьми.

Начиная работать с детьми первой младшей группы я поставила перед собой цель: формировать у детей представление о сенсорных эталонах : семь цветов спектра, белый и черный цвета; так же эталоны величины - большей, маленькой; формы -

В этой группе я занималась с детьми индивидуально. Знакомила детей с сенсорными эталонами в дидактических играх. Сначала я проводила самые простые игры: «Найди такой же», «Найди домик», «Маленький, большой», «Принеси такой же», «Собери цветочек» и другие. Например, в игре «Собери цветочек» я разложила на стол цветочек разного цвета. Ребенок должен собрать только красные (синие, желтые и т. д.) цветы. Вначале игры некоторые дети ошибаются, при повторении дети выполняют задания правильно. Предлагала детям найти все круглое среди игрушек (была создана специальная обстановка). Дети приносили мне мячи, шарики, колобок, матрешку. Конечно, дети ошибались или просто случайно правильно выполняли задание. Но многие дети очень просто схватывали и играми правильно. Среди них были Даниил Р., Майя В., Полина К., Кристина Ф., Ксюша В., Аня А., Давид Ж., ,Тимур Л., Анюта И. В этой группе дети играли в игру «Сложи узор», я предлагала найти такую же грань (красного цвета) у меня. Строили из кубиков «дорожку» названного цвета, показываю-объясняю; «поезд», или из 4-х кубиков выкладывали один большой квадрат. Дети могут играть в эти игры неустанно.

В ходе игр выяснилось, что не у всех детей есть представление о величине, цвете, форме.

Предлагала детям играть на сравнение предметов по форме. Например: ирга «Спрячь игрушку», детям дала игрушку куб и шар, коробку с отверстиями разной формы: круглой, квадратной, треугольной. Объясняю детям, что окошко бывает разной формы (круглое, квадратное, одновременно показываю, обводя рукой отверстие. Потом ребенок обведет рукой отверстие и повторяет: круглое, квадратное. Предлагаю спрятать куб и шар, опустить в «окошко». Ребенок подбирает «окошко» Исчезновение шарика я сопровождаю радостными словами: «нет шарика!». У ребенка появляется заинтересованность. Ребенок может долго сидеть и проталкивать шарики и кубики. Постепенно игра усложняется. Предлагала «домик» с тремя, четырьмя «окошками» разной величины и формы или одинаковой формы и разной величины. Трудно было детям справиться, когда «окошки» были одинаковой формы, разной величины. Маленький шар можно было протолкнуть в любое «окошко». Поэтому детям сначала давала большой шар, потом поменьше и самый маленький. Сначала дети ошибались, постепенно стали примеривать каждое «окошко». Разбирали и собирали разные пирамидки: кольцами двух размеров, разными кольцами, убывающими по величине.

Игры проходят интересней, когда участвует какой-нибудь персонаж. Например, в игре «Собери по цвету» - персонаж солнышко. На ручку корзины я прикрепляла «солнышко». Обращаю внимание ребенка на «солнышко» и пою слова из песни:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

Очень рады солнышку.

«Посмотри, солнышко у нас в гостях». Обращаю внимание ребенка на цвет. «Ксюша, солнышко хочет, чтобы ты ему помогла собрать все цветы желтого цвета», и показываю, какие. Без всяких трудностей дети справились с заданием. Игру начинала с одним ребенком, а заканчивала с подгруппой детей. Тем более, когда используешь в работе стихи, потешки, песни дети быстро подходили и проявляли желание поиграть. Не было такого ребенка, который не хотел бы играть. Проводились игры «Собери такой же формы», «Сложи узор», «Спрячь мышку», «Собери радугу», «Закрой окошко», «Найди домик» и т. д.

Игры усложняла, учитывая развитие ребенка и индивидуальные особенности. Например: однородных предметов разной величины (круги большие и маленькие); редко различных по форме (круги-квадраты); более близкой по форме (круги-овалы). Так же проводила игры на классификацию предметов резко отличающихся по цвету (красный - синий); близких цветовых тонов (красный - оранжевый) и т. д., прибегала к игровой мотивации. На столе ставлю медведя, рядом зайца, перед ними корзины. «Посмотри, Давид, к нам в гости пришли бурый Мишка и серый Зайчик. Мишка, он какой? Мишка большой, он хочет собрать большие красные кружочки, тот такие» (показываю рукой). «А Зайчик какой? Зайчик - маленький. Зайчик будет собирать маленькие красные кружочки, вот такие» (показываю, «потому что Зайчик сам маленький». «Давид, помоги Мишке собрать большие красные кружочки». Если ребенок ошибается, Мишка качает головой. «Давид, посмотри, Мишке не нравится твой кружочек, говорит, что он маленький». Когда клали круги в корзинку, дети показывали - это большой круг, это большой круг, это маленький кружочек. Постепенно дети начали использовать слова большой, маленький; слова обозначающие цвет - красный, желтый, синий, зеленый; быстро запомнили круг, квадрат, треугольник; овал и прямоугольник - не могли запомнить.

В первый год работы для меня важно было то, чтобы ребенок изучался учитывать признаки предметов в практической деятельности, чтобы ребенок умел классифицировать предметы по цвету, форме, величине, сравнивал их в играх на занятиях.

В продуктивной деятельности закрепляла цвет, форму, величину. Как-то за столом лепили Анюта И., Кристина Ф. Девочки скатали шарик. Я спросила, что это? Они ответили - шарик. А еще на что похож шарик? Дети назвали: яблоко, мячик, апельсин, витамин. Из шарика, сплющивая, сделала «печенье» теперь на что похож? Кристина Ф. так много слов назвала: печенье, ватрушка, шоколад, тарелка, круг. После этого я часто играла в игру «На что похоже?»

Начиная со второй младшей группы, я использовала в своей работе методы воспитателей яслей сада №66, игры Б. П. Никитина, «Математика от 3 до 7», программы «Детство», «Математика в детском саду» С. П. Новиковой. Эти занятия, игры доступны детям, проходят интересно, или занимаются с большим желанием.

На первом этапе я знакомила детей с сенсорными эталонами, подбирали одинаковые, запоминали их названия. С этой целью провожу дидактические игры, подвижные игры, игры со строительным материалом.

Игры Б. П. Никитина использую и на занятиях и в свободное время: «Сложи узор», «Рамки и вкладыши», «Сложи квадрат», «Точечки», «Уникуб». Как показывает практика, дети не устают от таких игр. Только слышно «Я еще хочу играть».

Можно придумать множество игр самим. Вот одна из них - игра «Геометрическое домино». Детям эта игра очень понравилась. Вначале мы играли, выкладывая домино в длинную дорожку, в большой прямоугольник, квадрат, сопоставляя геометрические фигуры по форме и по цвету. Постепенно начали выкладывать по бокам. В конце игры рассматривали, что у нас получилось. Получаемые фигуры сравнивали с образом животных, птиц, с предметами, которые окружают детей.

С помощью родителей изготовили флашмграф и разнообразные геометрические фигуры (отличающиеся по цвету, форме и величине). Вместе с детьми придумали серию игр на флашмграфе. Это: «Выложи узор», «Собери картинку», «Круги и углы».

Освоив сенсорные эталоны, дети стали лучше заниматься по всем другим занятиям. Особенно это было заметно на занятиях по изодеятельности и конструированию. В рисунках, лепке, аппликации дети стали лучше передавать такие характерные внешние признаки предметов, как величина, строение, цвет. Рисунки стали ярче, научились создавать изображения, в которых облик предмета стал узнаваемым детьми и взрослыми.

На занятиях по ознакомлению с окружающим и природой дети стали с интересом рассматривать картины, описывать их. Расширился и обогатился словарный запас детей, знание цвета помогло детям усвоить правила дорожного движения, правила для пешеходов, работу светофора, различные дорожные знаки.

У детей улучшилось эстетическое восприятие. Дети стали видеть красот/ своей одежды, появился интерес к яркой одежде. Мир простых вещей стал восприниматься как чудесный и прекрасный.

В средней группе я продолжала работу по сенсорному развитию. Эта работа проводится как часть занятия по изодеятельности и математике, а так же в форме дидактических игр и упражнений в свободное время.

У детей закрепляются знания о цвете спектра, знакомятся с их оттенками, с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают возможности получения некоторых цветов путем смешивания, выделяют голубой цвет. Здесь нам помогали такие игры и упражнения как «Окраска воды», «Развиваем наблюдательность» (играющие делятся на 2 команд, и участникам игры предлагаются в течение 5 минут назвать как можно больше предметов, группируя их по цвету, форме).

Так же продолжила работу по закреплению знаний детей о фигурах, о разновидностях треугольников, кругов. Большое внимание уделяю на деление фигур на части и получению новых, а так же составлению геометрических фигур из других фигур. Дети с большим удовольствием выкладывают геометрические фигуры из счетных палочек. Знакомлю детей с объемными телами : куб, шар, цилиндр и конус. (Дидактическая игра «Чудесный мешочек»).

В этой группе особое внимание уделяю дидактическим играм «Сложи квадрат», «Рамки и вкладки». Эта игра вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительного и на ощупь, готовит детей к овладению письмом, с названиями фигур.

Игра «Уникуб». Эти кубики вводят малыша в мир трехмерного пространства, т. е. у детей развивается пространственное мышление интеллект, умение анализировать. Эта игра учит детей точности, аккуратности, предусмотрительности, усидчивости.

Игра «Сложи квадрат». С помощью этой игры дети стали понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Эта игра развивает сообразительность, цветоощущение.

Все игры проводятся с усложнениями.

Литература:

1. Венгер Л. А., Телюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;

2. Детство: «Программа развития и воспитания детей в детском саду»;

3. Программа воспитания ребенка-дошкольника;

4. Программа «Развитие» Л. А. Венгера 1994г. стр. 64;

5. Радуга: «Программа и руководство для воспитателей»;

6. Б. П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры» 199Сг. ;

7. В. П. Новикова «Математика в детском саду»;

8. А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская «Давайте поиграем»;

9. Библиотека программы «Детство» «Математика от 3-7 лет»;

10. Е. Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников»;

11. 3. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для 12. дошкольников»;

12.12. Т. А. Фальнович, Л. П., Баралгина «Формирование математических представлений 4-7 лет».

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» Период работы над темой:09.2017 год-05.2018 год Цель:«Развивать познавательные способности, воображение, речь, логическое мышление» Задачи:.

Использование дидактических игр и пособий для развития восприятия цвета и формыИспользование дидактических игр и пособий для развития восприятия цвета и формы Хочу поделиться своим опытом развития цветовосприятия в игровой форме с помощью наглядных дидактических пособий. Мы все знаем,что во второй.

Использование дидактических игр и игровых упражнений для развития творческих способностей старших дошкольников Подготовила: воспитатель 1 кв. категории Филимонова С. А. В свете новых подходов к обновлению содержания дошкольного образования, таких.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста. Введение. Одним из эффективных и наиболее.

Комплект дидактических игр «Умные прищепки» для развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста.Комплект дидактических игр «Умные прищепки» для развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста. Увлекательные и полезные игры для дошкольников, которые только осваивают счёт. Игры подойдут как для группового, так и для индивидуального.

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр для развития речи у детей» Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем.

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи» Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Презентация «Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста» Подборка дидактических игр по экологии. Игры доставляют детям много радости. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитывается.

Сообщения из опыта работы «Использование дидактических игр и пособия из фетра в работе с детьми дошкольного возраста» Сообщение из опыта работы «Использование дидактических игр и пособий из фетра в работе с детьми дошкольного возраста» Преимущества дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 11:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД