Лучший педагог года

Мастер-класс «Использование технологии ТРИЗ при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Марина Бондарева
Мастер-класс «Использование технологии ТРИЗ при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам – он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету»

(К. Д. Ушинский)

Цель:

повышение компетентности педагогов через практическое освоение приемов технологии ТРИЗ для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня с Вами немного поговорим о технологии ТРИЗ.

Начнем с Вами с небольшого опроса.

Опрос для педагогов

1. Расшифруйте аббревиатуру ТРИЗ

а) Теория решения изобретательских задач

б) Теория развития изобретательских закономерностей

в) Теория решения исследовательских задач

2. Кто автор ТРИЗ?

а) Ян Амос Коменский

б) Генрих Саулович Альтшуллер

в) Василий Александрович Сухомлинский

3. В каких видах деятельности можно использовать ТРИЗ - технологию?

а) образовательной

б) игровой

в) в образовательной, и в игровой

4. Целью ТРИЗ - педагогики является

а) воспитывать патриота

б) воспитывать бережное отношение к природе

в) формирование у ребенка сильного логического мышления, развитие полноценной творческой личности, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретиться ему в будущем.

5. Что является результатом применения ТРИЗ - технологии?

а) преодоление застенчивости, замкнутости, робости ребёнка

б) рост словарного запаса

в) оба варианта верны

6. Найдите решение задачи, используя ТРИЗ - технологию:

зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке.

а) два зонтика

б) складной зонтик

в) дождевик вместо зонтика

7. Найдите решение задачи, используя ТРИЗ - технологию: как перенести воду в решете

а) изменить агрегатное состояние - заморозить воду

б) поместить решето в пакет и налить в него воду

в) оба решения правильны

В своей практике работы с детьми по заучиванию стихотворений использую метод моделирования технологии ТРИЗ.

Метод моделирования.

Основан на построении моделей процессов в природной и социальной среде. Он позволяет развить диалектические представления ребёнка, сформировать его мышление, активизирует любознательность.

Использование моделирования позволяет активизировать мыслительную деятельность детей, формирует воображение, способствует развитию наглядно-образного и ассоциативного мышления, а вследствие этого развивает речевые функции, мотивационную сферу. А это в свою очередь обеспечивает успех ребенка при обучении.

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией.

Использование невербальных средств – графических изображений, включая пиктограммы и рисунки (реалистические и условные) – открывает широкие возможности для эффективной работы по развитию речи.

У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка посредством моделирования позволяет качественно освоить материал. И если призвать на помощь наглядно-образную, зрительную память, то любая деятельность для ребенка станет делом веселым, эмоциональным, и при этом содержание беседы, заучивание станет осязаемым, видимым, представляемым.

Моделирование является универсальным, развивающе-образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в мир образа.

Моделирование в широком смысле слова – это замена действий с обычными предметами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, макетами, а также их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т. п. Чертеж представляет собой условное изображение предметов, взаимосвязей между ними и взаимоотношения.

Мы сегодня поговорим о заучивании стихотворения по схеме, что является лишь подразделом в работе ТРИЗ.

Работа по заучиванию стихотворений по схеме предполагает большую постепенную работу – по принципу от простого к сложному.

Одно из первых знакомств с занятными символами – уточнение их обозначения и речевые зарядки. Дети с удовольствием находят сходство геометрических и округлых линий, ломаных, со знакомыми предметами или явлениями, додумывая образ, преобразуя причудливые формы. Любому из символов дети придумывали несколько вариантов обозначений. И если в младшем дошкольном возрасте детям предлагались легкие варианты схем, то в старшем – более сложные.

В старшей возрастной группе дети каждому из эталонов предлагают до 20 вариантов обозначений. Причем, если раньше в каждом из символов дети видели законченный, оформленный, цельный предмет, где практически не надо было ничего додумывать и дорисовывать, изображения у детей были контурные, схематичные, лишенные деталей, то в старшем возрасте заданное графическое изображение дети воспринимают как часть целого, элемент какой-либо системы, и с удовольствием дорисовывают, находя интересные решения. Теперь фигура является одним из второстепенных элементов картинки.

Например: треугольник – уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину.

Использование технологии ТРИЗ при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста предполагает схематизацию текста. Для этого используется пустая таблица с ячейками, расчерченная с учётом количества слов, союзов в строке и в стихотворении.

Моделирование сюжета с помощью условных схем предполагает зарисовки последовательности стихотворения посредством абстрактных линий или приближенных к реальному предмету или явлению. Важно, чтобы все элементы на схеме были расположены в нужной последовательности: элементы схемы или задаются воспитателем или обговариваются с детьми в форме совета. Процесс заучивания стихотворения значительно упрощается, если дети сами рисуют их схемы.

Схемы для детей младшего дошкольного возраста предъявляются воспитателем и носят реальный характер.

Обсуждается значение условных символов, ассоциируя элементы с какими-либо предметами и явлениями, совместное решение об обозначении.

Алгоритм схематизации:

1. Прочесть текст стихотворения полностью.

2. Найти в тексте непонятные детям слова — объяснить их значение.

3. Выделить первое предложение, повторить.

4. Напомнить правила: каждое слово кодируется в отдельной клеточке, схема слова не должна быть детально прорисована, если после кодировки в конце строки остаются незаполненные клетки - они просто зачёркиваются.

5. Закодировать первую строку.

6. Повторить первую строку по сделанным схемам.

7. Аналогично работать с последующими строками.

8. Читать текст полностью с опорой на схему хором, затем одним ребёнком по желанию

Использование таблиц и шифрование слов в стихах облегчает процесс запоминания, делает его увлекательным, укрепляет ситуацию успеха у робкого и неуверенного ребёнка.

Подведем итог

Применение технологии ТРИЗ отлично способствует быстрому и самостоятельному запоминанию стихов дошкольниками, формирует у них осознанное отношение к процессу заучивания. У ребят развивается сообразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки. Так же ТРИЗ-технологии позволяют ребятам развиваться не только в отведенное расписанием занятий время, но и в любые режимные моменты.

Вся перечисленная система работы с использованием моделирования, схем помогает развивать у детей все компоненты речи, учит их общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, правильно объяснять свои мысли, владеть диалогической и монологической речью.

А ведущим двигателем данного процесса – является игра.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование технологии ТРИЗ при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 22 февраля 2025 в 14:11
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование технологии ТРИЗ при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Бондарева (УИ 49029) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД