Анна Еремина
Использование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста
Начиная с младшего дошкольного возраста, дети проявляют большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. [3]
Публикация «Использование дидактических игр как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Одними из современных технологий, способствующих развитию речи, являются ТРИЗ технологии. Умелое использование приемов и методов ТРИЗ успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, связную речь.
Л. А. Григорович и Т. Д. Марцинковская рассматривают ТРИЗ-педагогику как педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задач. [1]
В основе ТРИЗ-педагогики лежат:
• методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции;
• методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач;
• воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских функций. [1]
В 2017-2018 году мною была проведена работа, целью которой являлась проверка эффективности использования дидактических игр по ТРИЗ технологии для развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
В ходе работы были изучены методические основы использования ТРИЗ технологий в дошкольных учреждениях; проведено исследование уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста.
На основании теоретических и эмпирических данных разработан и апробирован дидактический материал для развития речи детей младшего дошкольного возраста, определена эффективность использования данного материала на практике.
Для выявления уровня речевого развития детей была использована диагностика педагогического процесса Н. В. Верещагиной,согласно которой, в ходе наблюдения, бесед с детьми определялся уровень развития ребенка по образовательным областям.
В процессе рассматривания сюжетных картин из цикла «Кто что делает», отслеживался уровень активного и пассивного словаря детей; умение отвечать на вопросы; умение использовать все части речи.
Дидактические игры «Угадай игрушку», «Скажи какой», «Кто больше увидит и назовет», «Добавь слово» позволили проверить навык использования всех частей речи; умение выделять признаки предметов.
По результатам первичной диагностики определено, что из 25 человек на начало учебного года у 72% детей (18 человек) средний уровень речевого развития. Эти дети испытывают трудности при рассматривании картин, могут рассказать об увиденном только с помощью воспитателя.
28% детей (7 человек) имеют низкий уровень речевого развития. Этим детям свойственны значительные трудности при составлении ответов на вопросы, их словарный запас очень узок.
Детей с высоким уровнем речевого развития в группе на начало учебного года не выявлено.
Для развития, обогащения и активизации речи детей были разработаны и использованы дидактические материалы по технологии ТРИЗ.
Дидактическая игра «Веселый паровозик».
Это дидактическое пособие является многофункциональным и может использоваться в различных вариантах, в зависимости от образовательных целей.
Цели игры:
1. Учить самостоятельно выстраивать линию развития объектов живой природы во времени.
Задание: посмотри, на столе лежат четыре карточки, на которых изображен человек в разные моменты жизни, разложи их по мере взросления человека. Объясни, почему ты расставил в таком порядке?
2. Учить распределять объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления.
Задание: перед тобой лежат картинки, посмотри на них, найди те, которые относятся к природному миру? Почему ты выбрал именно эти картинки?
3. Учить описывать объект по признаку, закреплять значение названий признаков.
Задание: в паровозик помещается предметная картинка. Ребенок описывает объект по предложенным признакам.
Круги Луллия.
Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуетсяиспользовать два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом круге.
«Где живет?»
Цель –учить определять места обитания объектов; развитие активного и пассивного словаря.
Задание: перед тобой лежат два круга с изображением животных и их места обитания, сделай так, чтобы каждое животное оказалось в своем домике.
«Кому что нужно?»
Цель – упражнять в поиске предметов, необходимых для работы людям определенных профессий.
Задание: перед тобой лежат два круга с изображением людей разных профессий и орудий их труда, распредели их так, чтобы человеку каждой профессии достались свои инструменты.
«Мамы и их детеныши»
Цель – учить соотносить взрослое животное с его детенышем; развивать познавательную активность, логическое мышление, словарный запас.
Задание: ребенок рассматривает на двух кругах картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, называет их. Затем вращает нижний круг, находит маму детеныша и называет их.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
Цель - выявление у объекта положительных и отрицательных сторон, расширение словарного запаса, развивать умение анализировать объект с разных сторон.
Задание: - Посмотри, машина - это хорошо. Почему? (потому что она перевозит грузы, людей, ездит по дороге). Машина - это плохо. Почему? (потому что может случиться авария, сбить людей).
- Посмотри, кошка - это хорошо. Почему? (потому что она белая, усатая, любит молоко, ее можно погладить). Кошка - это плохо. Почему? (потому что она может кого-нибудь поцарапать, укусить).
- Посмотрите, зима - это хорошо. Почему? (потому что можно с горки кататься, лепить снежки, снеговиков, потому что Новый год). Зима - это плохо. Почему? (потому что холодно, можно замерзнуть, нельзя купаться).
Дидактическое пособие «Домик»
Цель - упражнять в умении находить объекты по определенному признаку; закреплять умение классифицировать предметы по форме, цвету, размеру. Развитие речи детей, обогащение словарного запаса.
Задание: В окошке двери расположена карточка с изображением признака, дети должны выбрать из общего количества карточек с объектами только те, которые обладают данным признаком, и положить по одному объекту на каждое окошко.
Дидактическая игра «Фантазеры»
Цель - Учить детей видеть и описывать обычные объекты с различных точек зрения при помощи превращения себя в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации.
Здание: предложить детям представить какой-либо объект; обсудить объект с привычной точки зрения; предложить пофантазировать (превратиться в данный объект в какой-либо ситуации и рассказать о своих чувствах в настоящий момент).
Например: объект – цветок. Какой цветок? - красивый, яркий, вкусно пахнет. А теперь представь, что ты – цветок, который забыли полить, и оставили одного на долгое время. Что ты ощущаешь? Как себя чувствуешь? (плохо себя чувствую, мне очень грустно, я боюсь завянуть, погибнуть).
Объект – зайчик. Зайчик какой? – мягкий, пушистый, белый, прыгучий. А теперь представь, что ты – зайчик, и ты давно не ел морковку, ты ищешь ее, но не можешь найти. Расскажи о том, что ты чувствуешь при этом? (я голодный, мне очень грустно, у меня сильно болит живот, расстроенный).
Дидактическое упражнение «Найди такой же»
Цель – учить детей подбирать сравнения по заданным признакам (цвет, форма, вкус, звук, температура и др).
Модель составления сравнений:
• воспитатель называет какой-либо объект;
• обозначает его признак;
• определяет значение этого признака;
• сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Например:
- Яблоко, по форме круглое, такое же круглое по форме, как тарелка.
- Колесо, по форме круглый, такой же круглый по форме, как апельсин.
- Лимон, по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как кукуруза.
- Цыпленок, по цвету желтый, такой же желтый по цвету, как солнце.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель - упражнять в умении классифицировать объекты по какому-либо признаку; учить объяснять свой выбор; развивать словесно-логическое мышление, развивать монологическую и диалогическую речь.
Задание: перед тобой лежит карточка, на которой изображено четыре картинки. Выбери ту, которую считаешь лишней. Почему?
Для проверки эффективности использования дидактических игр по технологии ТРИЗ в конце учебного года была проведена повторная диагностика уровня речевого развития детей.
Анализируя динамику уровня речевого развития детей (начало и конец учебного года) можно сделать вывод, что на 16% увеличилось количество детей с высоким уровнем развития (с 0 до 4 человек). Эти дети самостоятельно могут отвечать на вопросы, в их речи используются все части речи, они четко произносят все гласные звуки, могут определить гласный звук из двух.
Количество детей со средним уровнем развития осталось на том же уровне (72%) за счет увеличения числа детей с высоким уровнем и снижения детей с низким уровнем речевого развития. Эти дети могут составить рассказ с помощью воспитателя, испытывают небольшие затруднения при объяснении, ответах на вопросы.
Количество детей с низким уровнем развития снизилось – с 7 человек (28%) до 3 человек (12%). Эти дети испытывают значительные трудности при составлении рассказов, объяснении ситуации, формулировании ответов на вопросы.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование дидактических игр по технологии ТРИЗ является эффективным средством развития речи детей младшего дошкольного возраста. У детей повышается уровень понимания речи, активизируются средства общения, становится шире и богаче словарный запас, развиваются навыки связной речи.
Список литературы:
1. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Г83 Педагогика и психология: Учеб. пособие. — М. : Гардарики, 2003. - 480 с
2. Сидорчук Т. А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 248 с.
3. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288с.