Юля Зыза
Использование дидактических игр для обучения младших дошкольников техническим приемам и навыкам в изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В изобразительном искусстве под техникой (от греческого искусная и искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши, темперы и пр., умение использовать художественные возможности этого материала.
Публикация «Использование дидактических игр для обучения младших дошкольников техническим приемам и навыкам в изодеятельности» размещена в разделах
В понятие техники включаются :
• развитие глаз и руки,
• их согласованная деятельность.
Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета. Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах доступных детям дошкольного возраста. Определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, что у ребенка дошкольного возраста происходит первоначально развитие разнообразных и тонких движений руки, которые необходимы для рисования, которые можно назвать рисовальными движениями. Овладение линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для ребенка специальную задачу, решить которую ребенок самостоятельно не может. Е. И. Чарушин придавал огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, предлагая:
• направлять содержание детских рисунков,
• оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности, в технике работы карандашом и красками,
• показывать отдельные приемы изображения, способы пользования карандашом и кистью.
Навыки и умения, составляющие технику рисования, лепки, аппликации имеют двигательный характер. Обучение техническим навыкам и умениям успешно в том случае, если учитываютсяфизиологические и психологические особенности ребенка. Для развития психики ребенка важным является:
- развитие движений руки
- зрительный контроль за движением руки.
Техника рисования, лепки, аппликации включает и движения, и восприятие их, т. е. движения под контролем зрения и двигательных ощущений, ребенок видит, как двигается рука и ощущает это движение. Зрительный контроль за процессом изображения осуществляется на основе имеющегося у ребенка представления о предмете. Направляя взором действия руки при создании рисунка, ребенок все время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться, и исправляет изображение в соответствии с образовавшимся представлением. Поэтому важно, чтобы у ребенка было отчетливое представление о предмете, которое предстоит изобразить.
Технические навыки носят сенсомоторный характер:
• двигательная часть – выполнение рукой рисовального движения
• сенсорное – восприятие движения и осуществление контроля за ним.
Мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику рисования у всех детей, чтобы потом ее пришлось переучивать.
Существуют различные методы и приемы по обучению детей техническим навыкам. Одним из эффективных методов является использование дидактических игр на занятиях по ИЗО деятельности.
Дидактические игры позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность. Важнейшим условием творчества является развитие восприятия у детей. Работая с детьми младшей группы, особое значение на формирование у них технических навыков необходимо придавать дидактическим играм, направленным на сенсорное развитие, а также развитие мелкой моторики и координации рук и пальцев. К ним относятся:
- игры, направленные на развитие тактильных ощущений («Тепло – холодно», «Отгадай, не глядя», «Чудесный мешочек);
- игры, направленные на развитие мелкой моторики («Волшебная шкатулка», «Рисуем в воздухе», «Игры – шнуровки»);
- пальчиковые игры («Наши пальчики», «Дружная семейка», «Строители» и др.)
В игре можно:
1. Научить ребенка различать геометрические фигуры по форме: (игры «Нарисуем фрукты», «Назови фигуру», «На что похоже?»)
2. Научить выделять цвет предметов, называть их оттенки, закрепляют и развивают знания и представления о цвете, у них формируется чувство цвета (игры «Покажи такого же цвета», «Разложи кубики», «Найди свой домик»,«Подарки для Снегурочки и для Солнышка»,«Собери гусеницу» (холодные и теплые тона) «Рисуем море» (подбор оттенков от более светлого к более темному цвету).
3. Научить различать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине (игры «Расставь матрешек», «Больше – меньше», «Построй мостик», «Выбери шарфик», «Две дороги», «Собери пирамидку», используя такие практические действия, как наложение, прикладывание, ощупывание, измерение, группировка предметов по признаку (используются игры-вкладыши с геометрическими фигурами и предметными фигурками).
4. Научить воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне, через движение тела, конечностей, поворотов головы и глаз, через изменение местоположения предмета, благодаря дидактическим играм («Далеко – близко», «Вверху – внизу», «Найди игрушку», «Поручения», «Повтори движение»).
5. Научить различать временные характеристики и отображать их в рисунках (игры «День – ночь», «Когда это бывает?»).
6. Воспринимать позы и движения тела, головы, конечностей, а также фиксировать настроение (игры «Фигура замри», «Рисуем настроение»,«Какого цвета счастье?»).
7. Узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям (игры «Дорисуй», «Я опишу, а ты отгадай», «Опиши предмет», «Что забыл нарисовать художник?»).
В дидактических играх ребенок учится видеть, понимать окружающий мир, переносить увиденное, услышанное в свое творчество. А мы хотим научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распорядиться при решении любой изобразительной задачи, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. В детском саду нужно сразу же в доступных пределах формировать правильную технику у всех детей, чтобы потом ее пришлось переучивать.