Светлана Рабинчук
«Круг общения» как средство обучения детей навыкам коммуникации
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка:
«Круг общения» как средство
обучения детей навыкам коммуникации»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Светлана Витальевна Рабинчук.
В отношениях взрослых людей и детей многое зависит от качества общения : что сказано, как сказано, когда сказано. В общении со сверстниками ребенок учится выражать себя, управлять своими эмоциями, вступать в разнообразные отношения. Чтобы эффективно общаться, ребенок должен располагать целым рядом умений:
Публикация «„Круг общения“ как средство обучения детей навыкам коммуникации» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
внимательно слушать собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно;
проявлять уважение к говорящему, не перебивать его;
уметь выражать свое отношение к предмету разговора – излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать, спрашивать или отвечать;
ясно и последовательно выражать свои мысли;
уметь ориентироваться в ситуации общения;
уметь договариваться, планировать совместные действия;
уметь завершать общение, используя этикетные формулы.
Прививая детям навыки коллективного общения, каждый воспитатель ставит перед собой задачи:
формирование уважительных отношений внутри детского коллектива
формирование умения определять свое эмоциональное состояние и отношение к событиям и людям
формирование умения преодолевать замкнутость, стеснительность, агрессивность
формирование адекватного восприятия действительности, других и себя.
Немаловажное значение в общении детей играет речь – правильная и грамотно построенная.
Чем лучше у ребенка развита речь, тем проще ему устанавливать контакты со сверстниками, проявлять активность в играх, дискуссиях, проще понимать смысл сказанного сверстниками и взрослыми.
Для полноценного речевого развития ребенка необходима соответствующая речевая среда. В дошкольных учреждениях этим вопросам уделяется особое внимание. Так, организационная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитию звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д.
В своей разработке «Круг общения» я предлагаю ненавязчиво, в игровой форме решать вопросы речевого общения. Данная разработка представляет собой набор игр (игры на развитие коммуникации, речевые игры, пальчиковая и дыхательная гимнастика и т. д., которые подобраны согласно определённой теме. В нашем детском саду вся образовательная и воспитательная работа проводится согласно темам недели, например:
1. «Краски осени»,
2. «Животный мир»,
3. «Страна птиц»,
4. «Весна шагает по планете»,
5. «Я – человек» и т. д.
Таким образом, составленный мной «Круг общения» не только решает проблемы речевого общения детей, но и может использоваться как предварительная и ознакомительная работа по определённой теме.
Круг общения проводится ежедневно, желательно в утренние часы, когда дети только приходят в детский сад и ещё не знают чем себя занять. Многие приходят с плохим настроением, им грустно и хочется домой. Вот ещё одна задача, которая решается с помощью утреннего круга общения – создание положительного эмоционального настроя на весь день.
Место проведения воспитатель и дети выбирают сами: можно расположиться на поставленных полукругом стульчиках, а можно прямо на полу (второй вариант нравится детям больше).
Продолжительность проведения круга общения зависит от возраста детей : 10–15 минут для маленьких детей и 10–20 минут для детей старшего дошкольного возраста. В начале учебного года его можно проводить в течение нескольких минут, постепенно увеличивая время.
Подборку игр определяет воспитатель. Это могут быть:
Дидактические и словесные игры,
Игры на ориентировку в пространстве и на сплочение коллектива,
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика,
Подвижные игры (если есть свободное пространство,
Самомассаж,
Загадки и стихи и т. д.
Обязательным условием начала проведения всех этих игр является наличие какого-либо приветствия. Это может быть звуковой сигнал или небольшое стихотворение, которое настроит детей на нужный лад и поможет сконцентрироваться.
Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
Список литературы
1. Л. В. Чарнецкая «Развитие коммуникабельных способностей у дошкольников: Практическое руководство для педагогов дошкольных образовательных учреждений» – Ростов Н. Д. : Феникс. 2005
2. Л. В. Свирская Утро радостных встреч» - 2010г.
3. Интернет-ресурсы: https://www.o-detstve.ru, https://nsportal.ru/, https://detsad-kitty.ru.