Наталья Соснина
Использование детского творчества в оформлении образовательной среды детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Использование детского творчества в оформлении образовательной среды детского сада
По результатам исследования Лаборатории развития ребенка и Института системных проектов МГПУ к дефицитам в организации образовательной среды в ДОУ относятся : недостаточное наличие детских работ и фотографий детей в образовательной среде и преобладание работ по образцу над работами по собственному замыслу.
Публикация «Использование детского творчества в оформлении образовательной среды детского сада» размещена в разделах
Проблема заключается в том, что, организуя работу с дошкольниками, педагоги часто уделяют недостаточно внимания организации творческой деятельности детей, чаще всего детям предлагается определенный образец и оценивается правильность или неправильность его исполнения. Если взрослый постоянно дает «правильный» образец, малыш фантазирует всё меньше и меньше. Ведь жить и творить «по образцу» гораздо проще: не надо ничего выдумывать, к тому же взрослый всегда будет доволен. Но для творческого развития ребёнка особое значение имеет право на собственное мнение и на ошибку. Поэтому при создании творческих работ детям следует предоставлять возможность выбора, при необходимости, помогать сделать выбор, но не навязывать. Тогда дети будут вкладывать в свои работы душу, полностью отдаться творению, фантазировать и мечтать. Возможность выбора при создании творческих работ позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности и успешности. Например, при рисовании дерева детям показывается несколько вариантов, как можно нарисовать дерево, или при создании аппликации «Ваза с цветами» детям предлагаются на выбор разные по форме и цвету вазы и цветы. Дети выбирают наиболее понравившиеся, также самостоятельно определяют количество цветов в вазе и их расположение.
Еще одна проблема заключается в том, что как правило, выполненные детьми работы чаще всего отдаются родителям или не востребуемая складывается в папки и коробки и достаточно редко используются в игровом пространстве или в оформлении групповых помещений. При этом одним из основных положений организации образовательной среды это - Группа должна принадлежать детям! А значит, в ее оформлении должны быть отражены интересы детей, особенности их культуры, группа должна быть насыщена компонентами детской субкультуры, в том числе и продуктами детского творчества. Использование детских работ позволяет создать среду, способствующую эмоционально-ценностному, познавательному, социально-личностному развитию ребёнка, создавая благоприятные условия в коллективе группы, способствует проявлению индивидуальности каждого воспитанника, формирует положительную «Я-концепцию» воспитанника.
Ребёнок-дошкольник может и должен быть дизайнером своей группы. И не только стихийным, что не всегда поддерживается взрослыми, так как не соответствует их представлению о красоте, но и дизайнером, способности которого сознательно развиваются в семье и детском саду. Включение детей в создание среды способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, пониманию взаимозависимости всех ее компонентов, необходимой комфортности для всех детей и взрослых группы учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими. Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности. Важно, чтобы все дети принимали участие, т. к. все дети обладают творческими способностями с рождения, чтобы у каждого ребёнка была возможность самостоятельно проявлять свои силы, вносить свою «изюминку» в «творение».
Использовать элементы детского творчества в организации среды можно уже с младшего дошкольного возраста (например, можно использовать в оформлении групповых и приемных помещениях детские рисунки, коллажи, использовать для сюжетно-ролевой игры слепленные детьми из соленого теста муляжи овощей и продуктов питания). Сначала дети создают творческие работы по типу «Дорисуй», «Докрась», «Дострой», а затем переходят к самостоятельным работам.
В старшем дошкольном возрасте можно привлекать детей к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам, к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, стендов). Дети старшего дошкольного возраста с большим интересом готовят совместные работы с родителями по заданным темам рисунки, семейные газеты, фотовыставки. Такой материал вывешивается в группе, дети с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Сравнивают свои представления, увлечения, предпочтения с другими. Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность; создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Старшие дошкольники в состоянии планировать свою деятельность, предвосхищая художественный результат и поэтапно планируют свой “проектный замысел”. Например, свои представления о праздничном убранстве помещения реализуют сначала в рисунках, а затем на практике, или при создании муляжей продуктов питания и овощей, и фруктов, сначала рисуют их, а затем определяются из чего можно их изготовить, а затем уже создают. Яичницу можно слепить из пластилина или соленого теста, или сделать в технике аппликации. В результате получаются разные, индивидуальные работы.
Применение основ дизайна у детей в детском саду, участие детей в преобразовании своего быта во многом определяется тем эмоциональным багажом, теми представлениями, которые они получили ранее под руководством и в сотворчестве с взрослыми.
Продукты детской деятельности могут использоваться в ППРС группы для оформления, для изготовления атрибутов к играм, в театрализованной деятельности, для организованной образовательной деятельности :
1. В оформлении помещения группы и приемной можно использовать рисунки по темам, коллажи, плакаты, панно. Для оформления визитной карточки в приёмной детям были предложены белые воздушные шарики, которые дети раскрасили по своему желанию и прикрепили свои фотографии. Аналогично оформлялась эмблема группы – солнышко.
Приёмная к праздникам так же оформляется совместно с детьми :
-гирляндами, созданными руками детей (красочные маски составляют гирлянду к Новому году, флажки - к 23 февраля и пр.);
-выставкой портретов мам – к 8 марта;
-поздравительными газетами.
Зимняя сказка на окнах группы создаётся путём вырезания несложных фигур.
Украшением является сказочная птица, для которой дети расписывают хвост.
Детские рисунки можно использовать в качестве опознавательных картинок на дверцах кабинок, спинках кроватей, это придает индивидуальный характер помещению, повышает детскую самооценку. Дети с удовольствием рассказывают пришедшим за ними взрослыми, что это сделано их руками.
В уголке природы в зимнее время помещается кормушка, на которой располагаются птицы, созданные детьми из солёного теста.
Чтобы легче ориентироваться в группе, быстро определить, что находится в контейнере или коробке, детьми нарисованы рисунки – подсказки.
2. Дети с удовольствием участвуют изготовлении атрибутов к игровой деятельности. Дети учатся, подбирают, рисуют, вырезают, несложные элементы обстановки для напольных и настольных кукольно – игровых пространств (например, дошкольники могут слепить мебель и посуду для сюжетно- ролевой игры «Семья», или изготовить продукты для игры «Магазин». Мальчики с удовольствием будут участвовать изготовлении макета дороги и дорожных знаков и лепить разного вида транспорт. Девочки в старшем дошкольном возрасте любят придумывать и создавать гардероб для бумажных кукол.
3 Продукты детского творчества используются и в театральной деятельности. Дети с удовольствием создают персонажей для спектакля, костюмы для развлечений и праздничных утренников, декораций, участвуют в создании афиш, пригласительных билетов. Дети умело подбирают и создают декоративные украшения к праздничной одежде для себя и для близких (галстуки, брошки, значки и др.).
4. Для организованной образовательной деятельности дети могут участвовать в создание плакатов, коллажей, тематических рисунков, в качестве наглядного материала. Например, при изучении темы «Птицы Кемеровской области», дети сначала раскрашивают птиц, учитывая особенности их внешнего вида, затем вырезают, размещают на общем фоне, создавая коллаж.
Детские рисунки могут использоваться в создание мультфильмов, тематических альбомов.