Речка Любовь
Игры как условие создания психологически безопасной образовательной среды в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Игры как условие создания психологически безопасной
образовательной среды в группе детского сада
(консультация)
Психологическая безопасность дошкольника имеет большое значение для
его полноценного развития, сохранения и поддержи психического здоровья,
предупреждения психологических травм. Для того, чтобы ребенок развивался в
соответствии с возрастом и возможностями, необходимо создавать
Публикация «Игры как условие создания психологически безопасной образовательной среды в группе детского сада» размещена в разделах
- Игры для детей
- Оформление детских садов
- Работа психолога в ДОУ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2018
психологически безопасную образовательную среду, в которой он чувствовал бы
себя уверенно, безопасно. Одно из условий выполнения данного требования –
использование в работе с детьми оздоровительных игр.
Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного
интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной, они
выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательные функции.
Оздоровительные игры укрепляют различные группы мышц, тренируют
вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки.
Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность
отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога
на создание у детей положительного эмоционального тонуса, отсутствие
проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического
комфорта.
Игры могут проводиться как коллективно, так и индивидуально.
Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться. Общая
длительность игр в среднем составляет от 4 до 6 минут. Проводить игры можно
как с музыкальным сопровождением, так и без него. Игры не должны часто
повторяться, чтобы интерес детей к ним не угасал.
Сегодня я представлю игры, которые будут способствовать установлению
дружеских взаимоотношений между детьми, формированию коммуникативных
навыков, помогут снять у ребёнка состояние апатии, усталости, снизить уровень
агрессии. Кроме того, эти игры учат выдержке и умению справляться со своим
эмоциональным состоянием. Участвуя в этих играх, дети смогут прочувствовать,
что их способность к самоконтролю играет решающую роль в их социальной
успешности. Очень важно, что упражнения дают детям опыт позитивных
социальных взаимодействий. Ни один ребенок не игнорируется и не исключается
из игры, прямо или косвенно.
Сейчас мы вместе проиграем несколько игр. Также вам будет предложена
подборка игр, которые вы сможете провести со своими детьми.
Практическая часть.
Игры с педагогами:
- «Назови друга ласково»
- «Живые бусы»
- «Я хороший»
- "Повтори за мной"
- "Тух-тиби-дух"
Кошка
Цель:
снять мышечное напряжение, способствовать созданию положительного
эмоционального настроя.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям опуститься на колени и упереться
ладонями в пол. Он говорит детям, что они будут изображать кошку. Сейчас кошка недовольна,
Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка
прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные.
Движения чередуются в течение 2—3 секунд.
Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то
на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном
боку и сворачивающиеся движения на другом, как это делает кошка, когда очень довольна.
Движения чередуются в течение 3—4 секунд, затем дети возвращаются к первоначальным
движениям. Вся игра длится в течение 1 минуты. Самые грациозные кошки становятся затем
водящими в игре «Кошки и мыши» Эта игра способствует эмоциональному подъему, создает
чувство мышечной радости и одновременно разнеженности, тренирует мышцы спины и
брюшного пресса, развивая гибкость и силу.
Великаны
Цель: развивать умение сдерживать себя.
Ход игры:
Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не
переходить на бег. Игра включает в работу основные группы мышц, упражняет детей в
сдержанности.
Назови друга ласково
Цель:
формирование коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений среди
сверстников.
Материал: надувное сердечко.
Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов,
которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть
глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему
соседу.
После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.
«Звери на болоте».
Цель: учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, в нужный момент оказывать им помощь.
Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого, дружеское отношение
к другим.
Продолжать обогащать словарь детей выражениями: словесной вежливости (пожалуйста,
спасибо и др.)
Ход игры.
Играют все дети группы. Они - «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки
(три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам. У одного
из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Что бы он не утонул, ему надо помочь - это
может сделать партнер (его пара). В роли потерпевшего и спасающего должен побывать
каждый ребенок. Оцениваются как готовность прийти на помощь, так и предложенные
варианты спасения.
Игра «Мост дружбы».
Цель: развивать ориентацию на поведение и эмоциональное состояние другого, способности
видеть позитивное в другом, преодоление нерешительности, скованности, оптимизировать
взаимоотношения.
Ход игры.
Взрослый показывает линейку (незаточенный карандаш или др.).и говорит: «Это мост дружбы.
Давайте попробуем удержать этот мост лбами, при этом будем говорить друг другу что-либо
хорошее».
Живые бусы.
Цель: научить детей доверительному отношению друг к другу, развитие раскрепощенности в
Ход игры:
Дети делятся на несколько команд с одинаковым количеством человек. Педагог должен
проследить, чтобы команды были примерно равны по силам, недопустимо собирать в одной
команде активных и инициативных детей, в другую – тихих и застенчивых и т. д. Каждая
команда получает свою «иголку с ниткой» – это может быть веревка с безопасной булавкой на
конце. Задача каждой команды – собрать «живые» бусы на нитку. Бусинами в этой игре служат
члены каждой команды. Булавка вдевается в отверстия на одежде детей – в петлю для
пуговицы, пропускается через ремешок и т. д. Побеждает команда, которая быстрее всех
соберет всех участников на веревку и завяжет ее концы. Игру можно провести несколько раз и
по результатам определить самую быструю команду. По окончании игры всем детям можно
вручить небольшие поощрительные призы. Для детей более старшего возраста, старше 7 лет,
игру можно усложнить – каждый игрок «нанизывается» на нитку дважды, т. е. веревочка
продевается сразу сквозь два отверстия на разных предметах его одежды – например, через
брючки и рубашку. Если вдруг у ребенка нет подходящих отверстий на одежде, через которые
можно продеть нитку, ребенок может соединить колечком большой и указательный пальцы и
протянуть нитку через полученную петельку.
Обзывалки
Цель: научить детей понимать других людей, относиться к ним с большим вниманием и
Ход игры:
Дети садятся в круг, педагог предлагает поиграть в игру под названием «Обзывалки», где
каждый ребенок должен обозвать другого. Самое главное правило игры – обзывалки не должны
быть унизительными. Прежде чем сказать придуманную обзывалку, ребенок мысленно должен
применить это слово к себе и решить, было бы ему обидно, если бы так назвали его. Если он
считает эту обзывалку не обидной и не унизительной, он может назвать ей другого ребенка.
Очень важно дать детям время обдумать, хотел ли бы он, чтобы таким словом назвали его. Игра
поможет детям понять, что неприятные слова, произнесенные в адрес другого, могут доставить
тому переживания и обиду. Эту игру не желательно проводить, если в детском коллективе есть
очень активные, возбудимые дети, способные необдуманно обидеть других или агрессивно и
недружелюбно настроенные дети.
Я хороший
Цель: развивать у детей чувство собственного достоинства, научить видеть в себе
положительные стороны.
Ход игры:
Игра проводится в небольшой группе детей, примерно 6–8 человек. Игра заключается в том,
что каждый ребенок должен определить одно из своих положительных качеств, а другие дети –
догадаться, о каком именно качестве идет речь. Ребенок подходит к педагогу и называет ему
одно из своих достоинств. Затем, обращаясь к остальным детям, сообщает: «Я хороший, потому
что.» Остальные дети по очереди называют положительные качества этого ребенка до тех пор,
пока кто-нибудь из детей не угадает, что именно было загадано. Затем игра продолжается с
ребенком, который правильно назвал загаданное качество. В игре должны принять участие все
присутствующие дети.
Игра поможет детям увидеть реальную картину отношения к себе, сравнить самооценку
ребенка с оценкой его окружающими. Возможно, он узнает много нового о себе и увидит, что
некоторые черты характера, которые он не считал достоинствами, выглядят таковыми в глазах других людей.
Коробка добрых поступков
Цель:
воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание
положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения
замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.
Педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям
представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня.
Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто
его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети
сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми
подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за
которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.
Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.
Смешилки
Цель: помочь детям научиться более свободно выражать свои эмоции, научить детей
положительно воздействовать на настроение других людей.
Ход игры:
При помощи считалки выбирается один ребенок-водящий. Если это девочка, она будет играть
роль царевны Несмеяны, если мальчик – роль принца Грустина. Другие дети должны
рассмешить этого ребенка. Водящий изо всех сил старается не рассмеяться и не улыбаться.
Запрещено дотрагиваться до водящего руками. Если ребенок не смог рассмешить водящего, то
в игру вступает другой ребенок, если водящий улыбнулся или рассмеялся, то рассмешивший
становится новым водящим. Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к
ней. Педагог должен следить, чтобы в игре принимали участие все дети, чтобы застенчивые
игроки не оставались в стороне, а их участие в игре не становилось формальным. Желательно,
чтобы все игроки смогли побыть в роли царевны Несмеяны или принца Грустина.
"Да и нет"
Цель: снять у ребёнка состояние апатии, усталости, пробудить жизненные силы.
Оборудование: небольшой колокольчик.
Ход игры
Самое замечательное, что в игре задействован только голос. Вы с ребёнком должны будете
вести воображаемый бой словами. Решите, кто начнёт и скажет слово "да", а другой будет
говорить слово "нет". Весь ваш спор будет состоять из двух этих слов. Начать нужно очень
тихо, вполголоса и далее увеличивать громкость до тех пор, пока кто-то из вас двоих не решит,
что громче уже некуда. Тогда он возьмет колокольчик и позвонит. Звон колокольчика - сигнал к
тому, что нужно замолчать и почувствовать, как приятно побыть в тишине.
Если захотелось поиграть ещё, можно продолжить, поменявшись словами.
"Кляксы"
Цель: снять у ребёнка страх и состояние агрессии.
Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).
Ход игры
Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть "кляксу" на
лист. Сложите лист вдвое так, чтобы "клякса" отпечаталась на второй половине листа.
Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя
"клякса".
Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих "кляксах"
агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение "страшного
рисунка" агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.
Родители должны брать для своей "кляксы" обязательно светлые краски и придумывать
приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т. д.)
"Повтори за мной"
Цель: снять у детей усталость, агрессию.
Оборудование: карандаши.
Ход игры
Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребёнка повторить
этот ритм. Если ритм повторён правильно, вы с ребёнком его простучите вместе. Затем ребёнок
задаёт свой ритм, и вы его повторяет. Можно задание усложнить, попросив определить, какая
это песня.
"Определи игрушку"
Цель: переключить внимания детей с агрессии на игру, развивать мышление и речь.
Оборудование: игрушки.
Ход игры
Предложите ребёнку принести 5- 6 разных игрушек, разложить их перед вами и придумать
загадку про какую-нибудь из них. Вы разгадываете, какая это игрушка. Если отгадаете
правильно, ребёнок её убирает. И так далее. Придумывать загадки можно по очереди, меняясь местами. Это очень интересно. Дети 6 - 7 лет любят придумывать загадки.
"Рубка дров"
Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.
Ход игры
Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова.
Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить.
Скажите, что нужно поставить бревно на пень, поднять топор высоко над головой и опустить
его на бревно, громко вскрикнув "Ха!". Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите
рубить её 2 - 3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил.
Можете рубить дрова вдвоём, втроём, то есть всей семьёй. Тогда каждый должен сказать,
сколько дров он нарубил.
"Тух-Тиби-Дух"
Цель: снять у детей негативные эмоции.
Ход игры
Вы говорите: "Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против
дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердито произноси:
"Тух-тиби-дух!" Затем подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание, затем к Даше (Данилу и т. д). Есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание до тех пор, пока оно не подействует".
"Пословицы"
Цель: снять у детей усталость, раздражение, развивать воображение, речь, мышление.
Ход игры
Вы предлагаете ребёнку либо показать, изобразить простую пословицу, либо объяснить, как он понимает её смысл.
Например, пословицу "Тише едешь - дальше будешь" дети интерпретируют так: надо ехать
тихо, тогда быстрее приедешь домой.
Пословицы:
"Семь раз отмерь, один - отрежь"
"Дело мастера боится"
"На все руки мастер"
"Картошка поспела - берись за дело"
"Без труда не выловишь и рыбку из пруда"
"Больше дела - меньше слов"
"Горе есть - горюй, дело есть - работай"
"Заработанный хлеб сладок"
"Без работы пряников не купишь"
"Чтобы не ошибиться, не надо торопиться".
"Будешь книги читать, будешь всё знать"
"Ученье свет, а неученье - тьма"
"Дом без книги, что без окон"
"Разрывание Бумаги"
Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей (дошкольники, младшие школьники,
выбросить негативные эмоции.
Оборудование: старые газеты, листы писчей бумаги
Ход игры
Предложите ребенку рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты.
Вы может тоже рвать бумагу вместе с ним. Когда куча в центре комнаты станет большой, пусть
ребенок поиграет с ней, подбрасывая кусочки вверх, разбрасывая их или прыгая на них.
Упражнение "Три слова"
Цель: снять усталость у детей, переключить внимание, развивать мышление.
Ход игры
Предложите составить как можно больше предложений, включающих следующие слова, то есть
в каждом предложении обязательно должны быть все три данных слова:
озеро, медведь, карандаш;
улица, книга, фартук;
мяч, небо, цветок;
очки, сумка, велосипед.
Литература:
1 В. Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребёнка». Изд. «Детство-Пресс», 2011г.
2 Г. Зайцева «Твое здоровье» СПБ «Детство-пресс» 2002г.
3 Чеснокова Е. Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников Ж.
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г. Москва ТЦ «Сфера»
4 Клаус Фопель «С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет». Изд. Генезис, 2010