Маргарита Жак
Использование балансировочного комплекса в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Использование балансировочного комплекса в работе с детьми с ОВЗ.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Анализ данных детей, посещающих наше общеобразовательное учреждение, констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы: гиперактивность, дефицит внимания, задержка психического развития, а также так называемые расстройства аутистического спектра. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а впоследствии и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала. Специалистам ДОУ справиться с такими отклонениями, используя традиционные способы, удается лишь отчасти. Методы, направленные на сам симптом и не учитывающие природу его возникновения, сегодня оказываются малопродуктивными. Именно поэтому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий, которые призваны стать неотъемлемой частью целостной системы коррекции.
Публикация «Использование балансировочного комплекса в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Балансировочные доски и диски
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Одной из эффективных методик является балансировочная доска для мозжечковой стимуляции Бильгоу. С детьми, у которых имеется дисфункция мозжечка, необходимо начинать занятия с балансировочной доски Бильгоу с использованием балансировочного комплекса, для тренировки крупной моторики и равновесия, а не с артикуляционных упражнений и постановки звуков. Данный метод был разработан американским ученым в 60-е годы XX века Фрэнком Белгау (Бильгоу). Значимость данного подхода заключается в том, что он направлен на причину появления дисфункции мозжечка. Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Основа роста, развития и обучения начинается с сенсорного и моторного взаимодействия с миром. Сенсорная стимуляция и обратная связь управляют мозгом, и наоборот моторная система управляет сенсорной стимуляцией — одно без другого невозможно. Это лежит в основе упражнений на балансире. Комплекс упражнений использует баланс и физические движения для интеграции систем слухового, визуального, двигательного планирования, тактильного баланса, позиционирования тела, и, чтобы усилить функции мозга.
Хочется рассказать, как упражнения на балансире влияют на развитие межполушарного взаимодействия, расширяются резервные возможность функционирования головного мозга ребенка. Такие занятия желательно поводить каждый день всего по 15 минут. С помощью забавных упражнений, для выполнения которых требуется балансировочная доска, дети развивают межполушарные связи, что влияет на улучшение оценок, внимания, успеваемости и самооценки. Наибольший эффект достигается при использовании детьми в возрасте 3 -10 лет. Целью моей коррекционной работы является обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии. Одним из приемов моей работы с детьми с ЗПР является работа с использованием балансировочного комплекса. Данная практика опирается на комплексный подход, основанный на взаимосвязи сенсорной и моторной функций, и реализуется через комплекс занятий, включающих в себя индивидуальную работу с ребёнком с применением методов мозжечковой стимуляции (работа на балансировочной доске). Данный метод работы предполагает формирование основных функций и процессов, которые необходимы ребёнку для дальнейшего развития. Важно скоординировать работу отдельных зон головного мозга, построить разнонаправленные мозговые связи – выстроить фундамент психической и физической деятельности, а также активизировать внутренние резервы детского организма, развить самоконтроль и саморегуляцию.
Эффективность занятий на балансире у детей :
• развитие общей моторики, осознания схемы тела; развитие зрительно-моторной координации (глаза – руки – ноги);
• улучшение функций произвольного внимания и контроля;
• повышение тонуса коры головного мозга, улучшение межполушарного взаимодействия;
• улучшение звукопроизношения, совершенствование артикуляционного аппарата;
• формирование грамматического строя речи;
• развитие пространственного воображения;
• совершенствование равновесия и координацию движений, укрепление мышц тазобедренного сустава и голеностопной части, развитие двигательной и эмоциональной активности;
• развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной;
• развитие восприятия устной и письменной речи;
• развитие интеллектуальных способностей; развитие математических и логических способностей;
• развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
• стабилизация и гармонизация эмоционально-волевой сферы; нормализация поведения.
Упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность. Намного шире этот метод используется для коррекционных занятий при наличии вполне конкретных проблем, таких как: ЗРР и дизартрия, ТНР; ЗПР и ЗПРР; логоневроз (заикание);
снижение общего тонуса, быстрая утомляемость; нарушение координации движений и задержка моторного развития; нарушение осанки и ДЦП; синдром дефицита внимания и гиперактивности; аутизм и другие состояния аутистического спектра; трудности развития произвольности; трудности освоения учебных навыков. Доказано, что упражнения для стимуляции работы мозжечка, проведенные перед началом коррекционных мероприятий, существенно повышают их результативность. Несмотря на простую конструкцию, данный комплекс может применяться в работе логопедов, дефектологов, психологов, инструкторов по физической культуре, педагогов и родителей.
Принцип методики - регулярные занятия с использованием балансировочной доски. Они включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации. Во время занятий ребёнок должен, балансируя на доске, удерживать положение своего тела и выполнять определённые задания. В структуру занятий я включаю упражнения с другими атрибутами комплекса : мяч-маятник, цветная рейка, сенсорные мешочки с крупой, набор мячей, напольная мишень обратной связи, телескопическая стойка с мишенями. В результате занятий с балансировочным комплексом повышается концентрация внимания, укрепляются мышцы тела, повышается контроль над равновесием своего тела, развивается общая моторика, стабилизируется психоэмоциональное состояние. Упражнения постепенно усложняются, а посторонняя помощь взрослого при выполнении упражнений – уменьшается. В результате ребёнок переходит от совместной деятельности к самостоятельной, руководствуясь сначала развёрнутой, а затем свёрнутой инструкцией.
Оборудование полностью соответствует развивающему коррекционному принципу по стимуляции функции вестибулярного аппарата. Оно достаточно разнообразно и имеет свои преимущества в использовании : вариативность, технологичность, компактность. Ниже перечислены аксессуары оборудования, которые я использую в определенной последовательности для мозжечковой стимуляции:
- балансировочная доска для мозжечковой стимуляции (на ней ребенок начинает учиться держать равновесие, уже потом выполняются другие упражнения, стоя на доске. Уровень сложности можно регулировать, изменяя угол роликов, положения ног на разметке);
- разновесные сенсорные мешочки (три тканевых мешочка имеют разный цвет, вес и размер, внутри хорошо промытая и прожаренная крупа. Педагог дает задание на каждый из мешочков, при этом координируются движения);
- мяч-маятник (крепится к потолку и свисает на верёвке);
- цветная рейка, на которую нанесены цветные сектора или разметка с цифрами;
- мишень обратной связи (служит для того, чтобы ребенок мог попадать в цель, отвечая на математические вопросы. Позволяет тренировать меткость и глазомер);
- телескопическая стойка с мишенями.
Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, мы часть упражнений с мячом и мешочком отрабатываем на ровной поверхности. Я описала используемые упражнения с вариативностью применения их в коррекционно-логопедической и дефектологической работе. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений. Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук. Вот самые простейшие упражнения, рекомендуемые для педагогов и родителей.
Методика Бильгоу доказала свою эффективность. Выполняя простейшие упражнения, используя оборудование, педагоги добиваются поразительных результатов. После прохождения курса дети полностью подготовлены и адаптированы к жизни. Опыт показал, что целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком образовательных программ.
Список используемой литературы :
1. Быстрова Г. А. Логопедические игры и задания. / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А.
Шуйская. – СПб. : Каро, 2004.
2. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. / Л. В. Лопатина,
Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001.
3. Методы обследования речи детей / Под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : Аркти, 2003.
4. Мозжечковая стимуляция. – Режим доступа: https://psy37.ru/mozzhechkovaya- stimulyatsiya/
5. Мозжечковая стимуляция (практика). – Режим доступа: https://tomatis-spb.ru
6. Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М. : ТЦ «Сфера», 2003.