Марина Столярова
Использование арт-терапии в формировании и поддержании эмоциональной стабильности и психологического здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Использование элементов арт-терапии в образовательном процессе с целью формирования эмоциональной стабильности и поддержания психологического здоровья участников образовательного процесса».
Педагог-психолог : Столярова М. П.
Ульяновск 2017 г.
Публикация «Использование арт-терапии в формировании и поддержании эмоциональной стабильности и психологического здоровья» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Цель семинара (мастер-класса) : освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя.
Задачи: занятия:
• Дать определение понятию здоровья,
• Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, посредствам арт-терапии.
Форма проведения : мастерская.
План проведения программы:
Вступительное слово
- Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами проведем мастер-класс по использованию здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Я хочу поделиться своим опятом по применению методов арт-терапии с целью обеспечения и поддержания психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Ведь здоровье физическое, напрямую зависит от психологического комфорта, эмоционального благополучия и стабильности.
Сегодня мы на себе попробуем метод арт-терапии, который является моим любимым в работе с детьми – это СКАЗКОТЕРАПИЯ. Метод доступный, понятный и интересный для коррекционной работы и раскрывает множество возможностей для понимания ребенка, для осознания его потребностей, проблем и желаний. Для его принятия и признания!
Презентация «Арт-терапия в работе с детьми».
2. Начало программы
Итак, переходим к рубрике “Про здоровье”.
Упражнение “Воздушный шар” (о ценности здоровья для человека).
Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске, если слова повторяются, то - ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т. д.
Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Когда впервые детям задаешь вопрос, “что же самое дорогое и ценное, в жизни человека”, то чаще всего слышишь в ответ: “деньги”, “бриллианты”, “золото” и т. д. Иногда после наводящих вопросов называют “здоровье”, “жизнь”, а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: “Вы болеете дети?” Все дружно говорят: “Да” - “А чем вас лечат?” - “Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?” - “Нет!” Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства “ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь”.
Януш Корчак писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.
3. Сказка «Светофор». Хухлаева О. В.
Жил-был светофор, которому очень надоели Правила уличного движения.
– Почему всегда нужно соблюдать правила? Кто их придумал? – жаловался светофор. – Скучно так жить. Каждый день одно и то же. Зелёный – все идут. Красный – стоят. Попробую я сломаться, – решил светофор, – хочу посмотреть, как машины сталкиваться будут и на людей наезжать.
Но как только ломался светофор, тут же приезжал мастер и чинил его.
– Никакой свободы. Всё за меня другие решают. Сколько времени красному светиться, сколько зелёному. От меня ничего не зависит. А что я могу делать сам? – думал светофор.
Думал он, думал и придумал.
Попросил он Петьку из соседнего дома, который на все руки мастер, поставить на него пожарную сирену. И вот загорается зелёный – только люди по переходу идти начинают, как сирена завоет. Люди пугаются, назад бегут, падают. А светофор радуется. Хохочет.
Потом попросил Петьку яму прокопать посередине дороги. Теперь в дождь, когда машины мимо несутся, они пешеходов грязью заляпывают.
– Вот весело! Теперь я стал совсем свободным, – подумал светофор, – хочу людей пугаю, хочу грязью обливаю.
Но в один прекрасный день приехал мастер, снял светофор и увез его на свалку. Слишком часто стали жаловаться на него люди, что не работает он как надо.
Долго лежал там светофор и грустил. Много дум передумал.
Что такое свобода, что можно решать самому, а что не стоит. И что важнее – свобода или нужность, полезность окружающим.
Пока думал, и не заметил, что рядом ходит какой-то человек и бормочет:
– Как же мне среди этого хлама хороший светофор найти? Так хочется для ребят сделать площадку, чтобы учить их Правилам уличного движения.
– Я, я, возьмите меня, – закричал светофор.
– А ты не поломанный? – спросил его человек.
– Нет, я вполне исправный, – сказал светофор. – Я просто считал, что быть свободным – значит нарушать правила. Но какие-то правила всегда необходимы в жизни. Теперь я понял это.
Так наш светофор оказался на детской площадке. Ребята водят там свои маленькие автомобили. А светофор управляет ими – решает, когда им остановиться, а когда продолжать путь. Его решения важны и полезны детям, и они любят свой светофор.
Беседа по сказке.
-почему светофору хотелось свободы?
- в чем он видел свободу? Что он подразумевал под свободой?
- Как он чувствовал себя, какие чувства испытывал будучи несвободным, в рамках режима своей работы и жизни?
-Какие методы решил предпринять СВ чтобы почувствовать себя свободным?
- Решил ли он этим свою проблему?
- Почему светофор выбросили на свалку?
- Как ему было на свалке, какие чувства он испытывал, находясь там?
- Можно ли чувствовать себя свободным, живя в рамках и правилах, и в чем заключается свобода в поступках, во вседозволенности или в ощущении того, что ты нужен и что то что ты делаешь нравится тебе и полезно другим?
«Счастье не в том чтобы делать, что хочешь, а в том, чтобы хотеть делать то, что ты делаешь». (с)