Галина Старостина
Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов, направленный на ознакомление и внедрение в свою образовательную деятельность методов арт-терапии.
Семинар – практикум для педагогов:
«Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии.
Задачи:
1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
Публикация «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей» размещена в разделах
2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;
3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным материалом;
4. Формировать адекватную самооценку.
Основная часть:
Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает выход внутреннему напряжению и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения. Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания, успеха.
Виды арт-терапии :
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии, использующий методы изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.
Все дети очень любят рисовать. В своих маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и дают возможность выплеснуться своему "Я". Рисование – творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний. Рисование развивает чувственно-двигательную и зрительно-двигательную координацию. Его достоинство в том, что оно требует согласованности многих психических функций. Занятия по рисованию способствуют тому, что ребенок выходит из этого замкнутого круга, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Когда он передает на бумагу свои чувства, эмоции, переживания – он возвращается в мир детского творчества, возвращается к себе самому.
Сказкотерапия – метод, который использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, собственного сочинения, а также специально-разработанные, коррекционные и т. д. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий.
Практическая часть: педагог-психолог :
1. Упражнение «Доброе животное» (игровая терапия)
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
2. Упражнение-игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)
Цель: релаксация, развитие чувства эмпатии.
Инструкция: участники стоят по кругу, друг за другом - они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия:
- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянуться, чтобы каждый листочек согрелся.
(поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебираем пальцами).
- Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.
(раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног).
-Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя.
(участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди)
- Дождик стучит всё сильнее и сильнее.
(усиливаем движение пальцев по спине)
-Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.
(проводим ладонями по спине стоящего впереди).
-Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
3. Задание «Могу себе позволить быть ребенком»
• нарисовать нерабочей рукой любимую игрушку.
4. Задание «Синхронное рисование обеими руками»
1. Установить оба карандаша в одну точку
2. Нарисовать симметричный предмет одновременно правой и левой рукой.
5. Задание «Непроизвольное рисование под музыку» (Григ. Сюита «Пер Гюнт»)
1. Свободно пересекающиеся линии образуют узор.
2. Раскрасить пространство между линиями
3. Дополнить композицию деталями.
Рефлексия: педагог-психолог :
Игра «Аплодисменты друг другу»
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.
Заключение:
Занятия по арт-терапии или с элементами арт-терапии дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, игре и т. д. рассказать о том, что узнал, увидел, и самое главное пережил, почувствовал.
Спасибо за участие! До новых встреч!