Виктория Здвижкова
Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Великая цель образования – это не знания, а действия
Г. Спенсер
В последние годы наиболее актуальной проблемой в сфере дошкольного образования становится поиск новых инновационных технологий, эффективных методов для развития социально адаптированной, творческой личности, чтобы в будущем в условиях самостоятельной жизни ребенок мог нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения.
Публикация «Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Традиционное образование подразумевает передачу готовых знаний воспитанникам, в результате чего мы воспитываем человека с потребительской психологией, что ослабляет внутреннюю мотивацию ребенка и приводит к невостребованности потенциала личности. Наша задача сегодня заключается в необходимости организовать образовательную деятельность таким образом, чтобы максимально использовать внутренние резервы ребенка и задействовать не только его память, но и мышление.
Огромной находкой для реализации данной задачи стала технология активных методой обучения (далее АМО), обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности детей. Пройдя курсы повышения квалификации, нам не сразу удалось полюбить данную технологию, так как было очень мало разработок, готовых пособий, литературы по применению активных методов обучения именно в работе с дошкольниками.
Путь к освоению педагогической технологии АМО был непростым, допускались ошибки, педагоги зачастую хотели помочь детям и предоставляли готовые ответы и решения.
Суть АМО заключается в отсутствии «принуждения» к обучению и качественное, полноценное и эффективное обучение становится выбором самого ребенка.
АМО – это система методов, которая строится на практической направленности, игровом действие и творческом характере обучения, диалоге, использовании знаний и опыта воспитанников, движении и рефлексии.
По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:
• Инициация (приветствие, знакомство);
• Вхождение или погружение в тему (определение целей занятия);
• Определение ожиданий, опасений обучающихся (планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды).
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:
• Закрепление изученного материала (повторение пройденного, обсуждение домашнего задания);
• Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации);
• Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой занятия).
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:
• Эмоциональная разрядка (разминка);
• Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия).
Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид занятию или развлекательному мероприятию, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов. Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося.
При системном использовании активных методов роль воспитателя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером. Растет доверие к воспитателю, растет его авторитет.
Таким образом, использование нами технологии АМО в образовательном процессе создаёт оптимальные условия для творческого развития и социальной адаптации детей.