Антонина Калязина
Использование активных форм работы с родителями в процессе формирования основ культуры питания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема выступления «Использование активных форм работы с родителями в процессе формирования основ культуры питания детей раннего дошкольного возраста» выбрана мною не случайно. Современные родители, к сожалению, все меньше времени уделяют вопросам приготовления пищи и полноценного рациона, предпочитая полуфабрикаты и продукты фастфуда. Проживая в шаговой доступности от ТРК «5Озер», я неоднократно наблюдала картину, когда родители, забрав после 18.00 ребенка из детского сада, ведут его не домой, а в развлекательный комплекс где, удобно расположившись в зоне быстрого питания, кормят гамбургерами и картошкой фри, вместо полноценного ужина. Однако, все родители хотят, чтобы их дети были крепкими и здоровыми, не всегда задумываясь о правильном питании ребенка.
Публикация «Использование активных форм работы с родителями в процессе формирования основ культуры питания детей раннего возраста» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Младшая группа
- Продукты питания
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Приоритетной задачей детского сада является обеспечение охраны жизни и здоровья каждого ребенка. Слова Сократа: «Мы едим не для того, чтобы есть, а для того, чтобы жить», актуальны и на сегодняшний день, так как от рациона питания напрямую зависит состояние здоровья человека. Поэтому, на наш взгляд, очень важна работа по организации рационального питания и формированию культуры питания у дошкольников, которая невозможна без сотрудничества детского сада с семьей. Именно пример родителей лежит в основе будущей культуры питания ребенка. Ближайшее окружение ребенка формирует его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от которых будет зависеть его будущее здоровье.
Для себя мы поставили цель: в интересной и доступной форме раскрыть перед родителями вопросы формирования культуры питания детей раннего дошкольного возраста.
Что такое «культура правильного питания»? Есть несколько определений данного понятия, но все они сводятся к тому, что это образ жизни, основанный на правильном выборе продуктов питания. Поскольку фундамент здорового человека закладывается в раннем возрасте, следовательно, и здоровые интересы, привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начинать развивать именно в данный возрастной период. Учить ребенка правильно питаться следует уже с того момента, когда он впервые в жизни пробует твердую пищу, но многие родители, к сожалению, об этом не задумываются, предпочитая готовые пюре, растворимые каши и блендированную пищу.
Для себя мы выделили четыре основных направления взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют получить сведения о компетентности родителей в вопросах организации питания дошкольников, создать единое информационное пространство для обучения основам здорового питания и мотивировать к нему не только в условиях пребывания ребенка в детском саду, но и за его пределами.
Для выявления уровня компетентности родителей в вопросах правильного питания дошкольников и грамотной расстановки акцентов при составлении перспективного планирования работы с семьями воспитанников по формированию культуры питания у детей нами было проведено анкетирование «Правильное питание – здоровый ребенок». Анализ полученных результатов позволяет сказать, что большая часть родителей имеют представление о значимости и необходимости следования принципам здорового питания, однако в реализации данной задачи им препятствует недостаточный уровень знаний о том, каким должно быть питание дошкольника и зачастую отсутствие самодисциплины.
В основу педагогической работы с родителями нами положен системный подход к организации питания дошкольников – ведь культура питания это не только полезные продукты и витамины, но и культура поведения за столом и соблюдение правил личной гигиены.
Для повышения компетентности родителей в вопросах здорового питания детей, разработан буклет «Приятного аппетита или Секреты здорового питания», где размещена информация о наборах полезных продуктов и их пропорциях, а также куаркоды, направляющие родителей на научно-познавательный фильм «Кормим детей правильно – витамины от А до Я» и мультипликационный фильм для детей «Фиксики советы: как правильно питаться».
Для обеспечения родителей знаниями по формированию культуры питания нами подготовлены консультации, которые будут постепенно размещаться в уголке для родителей, а также в сообществе социальной сети «ВКонтакте», так как некоторые родители не имеют возможности участвовать в специально организованной деятельности в детском саду и для них актуально интерактивное общение.
В своей работе с родителями мы стремимся уйти от формального общения к партнерству, установить контакт с семьями воспитанников так, чтобы они из пассивно принимающих информацию становились активно действующими участниками образовательного процесса, поэтому регулярно привлекаем их к проектной деятельности. В рамках долгосрочного проекта «Здоровое питание – здоровые дети» мы с родителями начали создание «Кулинарной книги», где будут собраны рецепты любимых детьми полезных блюд. Уникальность книги состоит в том, что все блюда, которые там представлены можно приготовить вместе с детьми. На данный момент в книге 16 рецептов, но мы планируем продолжить эту работу до окончания детьми детского сада.
Нами составлен перспективный план работы с детьми раннего дошкольного возраста и родителями на 2023-2024 учебный год, где отражены различные формы организации деятельности, способствующие формированию культуры правильного питания от традиционных консультаций до интерактивного взаимодействия.
В результате запланированной работы мы надеемся увидеть в лице родителей наших союзников в вопросах организации правильного питания дошкольников, постоянно повышающих свою компетентность и заинтересованность в данном вопросе.