марина пудовкина
Исследовательско-творческий проект для детей средней группы «Наука маленького роста»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно - эстетического направления развития воспитанников № 5
«Солнышко» города Новопавловска.
Исследовательско - творческий проект для детей средней группы «Наука маленького роста»
Руководитель проекта : воспитатель МКДОУ
«Детский сад № 5 «Солнышко» г. Новопавловска
Пудовкина Марина Геннадьевна
г. Новопавловск, 2021
Публикация «Исследовательско-творческий проект для детей средней группы „Наука маленького роста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Виват изобретателям, придумщикам мечтателям!
Вид проекта : исследовательско-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный - 1 неделя
(18.01.2021 г. - 22.01.2021г.)
Участники проекта : дети средней группы «Сказка», родители, воспитатель.
Возраст детей : 4- 5 лет.
Образовательные области:
• познавательное развитие
• социально - коммуникативное развитие
• речевое развитие
• художественно-эстетическое развитие
• физическое развитие
Проблема
Мы живём в современном мире - мире техники, нас окружают различные машины, механизмы, компьютеры. Дети старшего дошкольного возраста проявляют активный познавательный интерес к техническому миру. И часто задают вопросы: «А из чего сделаны машины?», «Как летают самолеты? Уже в дошкольном возрасте дети интересуются различными механизмами, знают названия автомобилей, самолётов, танков, кораблей. Дошкольников волнует вопрос «Кто же все это придумал, изобрел?», «Откуда появляются все эти сложные механизмы?» Придумывают и выполняют эту сложную работу - изобретатели, конструкторы и исследователи. В России ежегодно отмечают праздник День детских изобретений – 17 января. В детском саду это событие остаётся незамеченным. Поэтому в группе воспитанников среднего дошкольного возраста «Сказка» решили подготовиться к этому празднику.
Актуальность
2021 г. объявлен годом науки и технологии. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель, и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструирование, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои конструкции, модели, проявляя интерес.
Моделирование и конструирование имеют огромные возможности для развития и воспитания детей, с помощью этих видов деятельности у детей дошкольного возраста развиваются конструкторские способности, техническое мышление, происходит процесс познания окружающей действительности. Это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей, несложных технических объектов.
Очень интересно мастерить игрушки из не нужных предметов и материалов. Благодаря умелым рукам и фантазии можно создать удивительный мир, так простая коробка может превратиться в робота, в домик, в машину, или во что-то иное. Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т. к. его можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.
Таким образом, появилась необходимость создать проект «Наука маленького роста», который знакомит детей с миром технического моделирования и конструирования, миром неживой природы.
Цель проекта : практическое внедрение исследовательско - творческой деятельности, как средство развития познавательной активности детей средней группы.
Задачи проекта для детей :
Образовательные
• развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;
• закреплять умение создавать различные фигуры из природного и бросового материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции
• расширить и закрепить знания детей об изобретателях и изобретениях.
Развивающие
• формировать навыки творческой, исследовательской деятельности;
• развивать фантазию, воображение;
• развивать связанную речь, активизировать и обогащать словарь, расширять кругозор;
• развивать внимание, логическое мышление, умение делать выводы.
Воспитательные
• развивать творческое отношение к рукотворному миру;
• закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
Задачи проекта для родителей :
• ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;
• обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра познавательных мультфильмов;
• поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;
• привлекать родителей к совместной с детьми творческой деятельности: организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей;
• обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду. Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : обобщение опыта работы в форме электронной презентации «Исследовательско-творческий проект «Наука маленького роста».
Продукт проекта : Выставка творческих работ на тему «Мама, папа, я – изобретателей семья»
Ожидаемые результаты по проекту для детей :
• интересуются исследовательской деятельностью, исследуют, с желанием познают новое;
• создают модели домов, роботов, машин из различных видов конструкторов, поделки из природного и бросового материалов;
• фантазируют, интересуются другими изобретениями;
• рассказывают о своих изобретениях, делают небольшие умозаключения.
1 этап – подготовительный.
• Определение темы проекта.
• Формулировка цели и определение задач.
• Подбор и изучение методической литературы по теме проекта.
• Подбор познавательной и художественной литературы.
• Подбор наглядного, дидактического материала.
• Составление плана основного этапа проекта.
2 этап – основной. Реализация проекта (18 -22 января)
Дата
проведения Мероприятие
18.01 День умных машин. Робототехника.
Коммуникативная деятельность. Беседа на тему «Кто такие изобретатели».
Чтение худ. литературы. Н. Носов «Приключение Незнайки в Солнечном городе» (отрывок как Винтик и Шпунтик изобрели пылесос).
Продуктивная деятельность. Конструирование «Чудесные превращения из конструктора», лепка «Робот – помощник», моделирование из мягких модулей «Чудо-самолет».
Познавательная деятельность. Игра - путешествие «Откуда пришел к нам предмет?»
Сотрудничество с родителями. Стенд для родителей «17 января – всемирный день детских изобретений»
19.01 День опытов и экспериментов.
Познавательная деятельность. Опыты: «Мыльная пена», «Вода превращается в лед», «Надуем шарик с помощью соды и уксуса», «Вулкан».
Восприятие худ. литературы Л. Толстой «Хотела галка пить»
Коммуникативная деятельность. Беседа «Что такое опыты и эксперименты»
Двигательная деятельность. Физминутка: «Что произойдет?»
Игровая деятельность. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»»
Сотрудничество с родителями. Консультация «Экспериментирование с детьми дома».
20.01 День фантофантазии.
Коммуникативная деятельность. Беседа «Фантики от конфет: мусор или материал для творчества?»
Игровая деятельность. Развивающая игра «Найди пару фантику», «Фанты» с использованием фантиков.
Продуктивная деятельность. Аппликация «Фантофантазии», коллективная работа «Книжка – малышка» с использованием фантиков.
Двигательная деятельность. Малоподвижная игра «Найди свой фантик».
Сотрудничество с родителями. Рекомендация «Развивающие игры с фантиками»
21.01 День чудесных ладошек.
Театральная деятельность. Показ теневого театра с использованием ладоней рук.
Продуктивная деятельность. Рисование ладонями «Аквариумные рыбки», «Бабочки»; цветными карандашами «Во что превратилась ладошка?»; Аппликация из бумаги «Бабочки-красавицы».
Консультация «Вместо кисточки ладошка».
22.01 Подведение итогов в форме электронной презентация проекта «Наука маленького роста».
Сотрудничество с родителями. Выставка семейного творчества «Папа, мама, я – изобретателей семья».
Заключение.
Таким образом, подводя итоги работы над проектом, мы пришли к выводу:
Наша проектная деятельность позволяет заложить основы для формирования представлений детей дошкольного возраста о противоречиях окружающего мира.
У детей появилась самостоятельность в выборе тем для игр.
Дети проявляли фантазию, воображение и творчество в продуктивной деятельности, развивали конструктивные навыки через изобретение построек из конструктора, природного и бросового материала.
Дети научились: сравнивать, анализировать, обобщать.
Знания приобретенные детьми в ходе реализации проект, становятся достоянием их личного опыта. Дети-исследователи, изобретатели, фантазеры и нужно предоставлять им возможность широко проявлять эти стороны их существа. Родители стали активными участниками творческого процесса.
Литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. 2010.
3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
4. Проектная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО: метод рекомендации / авт. -сост. О. Л. Гильманова, Н. Я.