Юлия Суслова
Исследовательский проект «Эти удивительные пчёлы» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Актуальность проекта.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В наше время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию детей, тем лучше будет результат этой работы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. В ходе беседы с детьми выяснилось, что у детей 3-4 лет недостаточно знаний о насекомых, в том числе о пчелах. Поэтому объектом исследования в нашем экологическом проекте будет пчела.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Пчёлы, мёд. Проекты
- Темочки
Цель проекта : изучить является ли пчела полезным насекомым для человека и природы.
Задачи проекта :
Формировать у детей элементарные представления о пчёлах, их строении, образе жизни, пользе для человека;
Приобщить детей к познавательной и исследовательской деятельности посредством реализации проекта;
Воспитать у детей гуманное отношение к пчеле.
Предполагаемый результат: Расширение знаний о строении пчелы, о пользе пчелы для человека и природы; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; создание папки исследователя «Пчёлы».
Объект исследования.
Пчела. Ни для кого не секрет, как выглядит пчела. Их видели взрослые и дети на всех континентах. Размеры этого насекомого – от 2 мм (карликовая, до 3,9 см. Тело пчелы имеет красивую, полосатую желто-черную окраску и разделяется на три отдела: верхний – голова, средний – грудь (к этому отделу крепятся 2 пары крыльев) и нижний – брюшко. Удлиненный хоботок используется как трубочка, которой пчелка высасывает нектар, стекающий в зоб, превращая там его в мед. А по прилету в улей, насекомое утрамбовывает этот мед в соты. Питаются пчелы пыльцой и нектаром, получая из них и энергию, и питательные вещества. У пасечников эти медоносы также лакомятся канди (сладкое медовое тесто) и сахарным сиропом. Но не все пчелы медоносят, к примеру, пчелы одиночки (осмии, листорезы) могут только опылять растения и деревья, мед они не вырабатывают, а личинок кормят нектаром и пыльцой. Подобно муравьям, пчелы живут в больших и дружных семьях. Число членов семьи разное, в зависимости от времени года: в период медосбора, то есть летом, их может быть 70-80 тысяч, а после голодной зимы – не более 10-30 тысяч. Молодая пчела поначалу не занимается медосбором, а учится и набирается опыта: работает в улье, строит соты, охраняет жилье. Когда приходит пора, ее посылают на первые облеты – специальные ознакомительные экспедиции, в результате которых насекомое ищет источник пыльцы и нектара, то есть цветы. После того, как разведчик возвращается со сведениями (дорогу домой пчелы находят безошибочно, как бы далеко они не улетели, на поляну отправляется отряд сборщиков меда. Пчелы – это не только добытчицы меда, но и ответственные защитницы родного улья от непрошеных гостей, жаждущих полакомиться их запасами или молодыми личинками.
Пчелы не нападают без причины, тем не менее, есть несколько вещей, которые насекомые не переносят и становятся более нервными и опасными для всех, кто случайно попадется рядом с ульем:
1. Сильные и резкие запахи пота, духов: если пчелы-защитницы учуют рядом с ульем человека, источающего такие ароматы, они нападут на него всей группой.
2. Запахи от животных: козлов, лошадей, собак.
3. Запах яда – сигнал для массовой пчелиной атаки. Если ужалила одна из защитниц, другие насекомые сразу же улавливают запах яда, и кидаются в бой.
4. Если стоит плохая погода, пчелы становятся более злобными, и в эту пору лучше не попадаться им на глаза.
Жало медоносов выглядит как небольшая иголка от шприца со щетинками на конце, которые цепляются за мягкие ткани человека или животного. Ужалив, пчела оставляет в человеке жало и пузырек с ядом, постепенно стекающим в ранку. Оставшись без своего оружия, пчела теряет еще и часть кишечника с железами, и вскоре умирает. Тем не менее, если она жалит другое насекомое: осу или шершня, жало не отрывается, и, вытащив его, защитница может нападать снова.
Методы исследования.
Практическая часть проекта проводилась по методике А. И. Савенкова.
Методы и формы работы:
дидактическая игра-опрос,
работа с книгой,
наблюдение,
кспериментирование,
дидактические игры,
рассматривание иллюстраций.
План исследования.
1. Подготовительный этап.
предварительная работа, поисковая работа по подбору материала по теме «Эти удивительные пчелы»;
опрос детей по теме исследования;
создание развивающей среды;
чтение художественной литературы;
просмотр обучающего фильма о пчёлах;
разучивание стихов о пчелах;
разгадывание загадок;
просмотр мультфильма «Пчёлка Майя»;
создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.
2. Практический этап.
сбор информации для папки исследователя «Пчёлы»;
разукрашивание картинок «Пчелки подружки»;
рассматривание пчелы и сот, эксперимент с мёдом;
беседа о пользе мёда;
консультация для родителей «Оказание первой помощи при укусе пчелы»;
сюжетно-ролевая игра «Пасека»;
изготовление папки исследователя «Пчёлы».
3. Контрольно-коррекционный.
опрос детей.
4. Заключительный.
слайд-шоу по итогам проекта.
Программа действий.
В результате исследования мы выяснили, что пчелы являются основными опылителями растений, продукт пчеловодства - мё д очень полезен для человека: убивает микробы, нормализует сон, является профилактическим средством против кариеса.
Выводы. В ходе проекта, мы убедились в том, что пчёлы – наши лучшие друзья. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удовольствие, счастье быть здоровым.
Пчелы –единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу.
Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико не только потому, что опылительной деятельностью они сохраняют и увеличивают богатство растительного мира, но и потому, что они сами являются производителями питательных высококачественных продуктов, несущих здоровье.
В ходе реализации проекта дети показали хорошие результаты:
дети хорошо знают строении пчелы;
владеют навыками продуктивной деятельности;
владеют расширенным словарным запасом, навыками связной речи;
знают о целебных свойствах меда, продуктах пчеловодства;
имеют представление об опылении пчёлами цветов.