Елена Жицкая
Исследовательский проект «Эти чудесные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект "Эти чудесные камни"
Тип проекта :
по составу участников – 3 человека (учащиеся, педагог);
по целевой установке – информационно-познавательно-исследовательский.
Сроки реализации: с 1октября по 20 декабря 2017г. (средней продолжительности)
Участники проекта : учащиеся, педагог.
Руководитель: Жицкая Елена Ивановна. Педагог дополнительного образования.
Актуальность:
Публикация «Исследовательский проект „Эти чудесные камни“» размещена в разделах
Общаясь с учащимися пришла к выводу, что живя в стране богатой полезными ископаемыми, у учащихся недостаточно знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомится с природой России.
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у учащегося, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Особое значение для развития личности учащегося имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать умение устанавливать взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.
Предпосылка деятельности:
-развитие познавательной активности;
-повышение уровня знаний учащихся о происхождении гор, камнях России;
-активизация поисково-исследовательской деятельности;
-воспитание любви и бережного отношения к объектам природы.
Цель проекта : формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи проекта :
1. Познакомить с многообразием камней и минералов;
2. Расширить представления у учащихся о разнообразии и особенностях камней нашей местности (п. Псебай) и России.
3. Познакомить с использованием камней в нетрадиционной медицине-литотерапией.
4. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека.
5. Привлечь учащихся к исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
6. Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активировать словарь детей.
7. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам.
8. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный:
а) сбор информации учащимися о полезных ископаемых нашей местности и России (скальные породы, строительные и драгоценные камни);
б) определение проблемы, постановка цели и задачи проекта;
в) подбор литературных произведений, энциклопедических источников, иллюстративного материала, тематических игр;
г) разработка содержательной части проекта;
д) подготовка презентации и сбор информации о роли камней в жизни человека;
2. Основной:
а) работа с детьми (беседы, обсуждения, чтение художественной литературы, показ презентации " Литотерапия: лечение камнями", опытно-экспериментальная деятельность, сбор камней и информации о них; пополнение коллекции учащимися, изучении коллекции камней, подвижные игры);
б) продуктивная деятельность: роспись камней, создание альбома "Камни России".
3. Итоговый:
а) систематизация материалов (анализ достижения цели проекта и полученных результатов);
б) выставка росписи на камнях;
в) предоставление альбома "Камни России";
г) представление проекта на педагогическом совете.
Методы проекта :
-словесный: познавательные беседы (вводные, эвристические); чтение художественной литературы: сказки, легенды;
-наглядный: демонстрация наглядных пособий: презентаций, фотографий;
-практический: экспериментирование, коллекционирование, роспись камней;
-игровой: подвижные игры, игры малой подвижности;
-исследовательский : поисковая деятельность, обследование с использованием лупы, рефлексивные (подведение итогов, анализ).
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Информационные:
- фото-видео материалы (фотографии камней нашей местности, презентация " Литотерапия: лечение камнями);
2. Дидактическое обеспечение:
- подбор фотографий, иллюстраций, камней;
3. ТСО:
-ноутбук, интерактивный экран;
- фотоаппарат.
Проблема:
1. Учащиеся недостаточно знают о разнообразии камней нашей местности.
2. Учащиеся не достаточно владеют информацией камнях в жизни человека, о их влияние на организм человека (нетрадиционная медицина).
Предполагаемый результат:
-У учащихся сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, воздействие камней на организм, какими полезными ископаемыми богата Россия.
- Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Воплощают идеи в творческой деятельности.
Рабочий план реализации проекта.
№ Содержание работы срок ответственный
1 этап - подготовительный
1. Сбор и анализ информации по теме
октябрь Педагог, учащиеся
2. Определение проблемы: постановка цели и задачи проекта
октябрь педагог
3. Обеспечение дидактического материала для реализации проекта октябрь педагог
2 этап - основной
1. Беседы:
"Что мы знаем о камнях", "Камень-друг или враг", "Простые и ценные камни" Октябрь, ноябрь педагог
2. Показ презентации " Литотерапия: лечение камнями" ноябрь педагог
3. Рассматривание коллекции камней.
ноябрь педагог
4. Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение легенд о камнях : "Волшебный камень (калмыцкая сказка, "Медведь-камень" (японская сказка);
чтение сказов из сборника "Хозяйка Медной горы"; пословицы и поговорки о камнях, отгадывание загадок про горы и камни. ноябрь педагог
5. Знакомство с подвижными играми: Царь горы", "Найди свой камень", "Полоса препятствий" ноябрь педагог
6. Продуктивная деятельность: роспись камней по замыслу учащихся. ноябрь Педагог учащиеся,
7. Опытно-экспериментальная деятельность:
"Камни и их свойства", "Выращиваем кристаллы", "Почему камни бывают разноцветными". ноябрь Педагог
3 этап - заключительный
1. Анализ достижения цели проекта и полученных результатов. декабрь педагог
2.
Выставка росписных камней декабрь педагог
3. Представление презентации проекта
"Эти чудесные камни" для педагогов декабрь педагог
Ожидаемые результаты:
-У учащихся сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека. Имеют представления о том, как добывают камни и как их используют, воздействие камней на организм, какими полезными ископаемыми богата Россия.
- Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Воплощают идеи в творческой деятельности.
Продукт проекта :
- сбор, накопление материалов о разнообразии и свойствах камней, нетрадиционной техникой лечения -камнями;
- количество творческих работ - поделок.
- альбом "Камни России".