Кривоносова Татьяна
Исследовательский проект «Удивительный мир стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
«Удивительный мир стекла»
для детей подготовительной группы
Подготовила:
Воспитатель Кривоносова Т. П.
В одно чудесное утро, когда ребята пришли в детский сад, они заметили, как Рома стоит у окна и дышит на стекло. Подойдя к нему, они увидели, что он рисует пальцем снежинку. Немного понаблюдав за ним, у ребят возник вопрос «Почему стекло прозрачное и из чего оно сделано?». В разговоре, у ребят возникали всё новые и новые вопросы о стекле…
Публикация «Исследовательский проект „Удивительный мир стекла“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
Отсюда и возникла идея о создании исследовательского проекта. Но для того, чтобы дети получили более расширенные знания о стекле было решено привлечь к проекту родителей.
Проблема: Дети имеют недостаточное представление о стекле, его свойствах и роли в жизни людей. Смогут ли люди жить без стекла? Решение проблемы осуществлялось в три этапа, на которых решались конкретные задачи.
Цель: Способствовать интеллектуальному и творческому развитию детей, расширять и углублять знания детей о стекле, его свойствах и роли в жизни людей в процессе формирования интереса к объектам неживой природы. Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи;
- Помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водонепроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т. д.);
- Знакомить детей со способами изготовления стекла;
- Познакомить с правилами обращения со стеклом;
- Формировать навыки постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов;
- Формировать представление об истории возникновения стекла.
Развивающие:
- Развивать память, воображение, мышление, речь;
- Развивать наблюдательность, слуховое внимание;
- Обогащение образной речи, словарного запаса по теме «Стекло»;
- Развивать бережное отношение к вещам;
- Развивать интерес к поисково - познавательной деятельности;
- Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе,
договариваться между собой;
- Развитие умения доказывать свои суждения, систематизировать
полученные знания.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к окружающему миру;
- Воспитывать эстетическое отношение к миру.
Тип проекта : познавательный, исследовательский, краткосрочный.
Срок реализации проекта : 1 неделя
Участники исследования : Дети подготовительной группы, родители.
Руководитель: воспитатель Кривоносова Татьяна Петровна
Методы и приемы исследования : беседы, наблюдение, эксперименты,
анализ и обобщение результатов.
Формы и методы реализации проекта :
Игровой
Познавательно - исследовательский
Иллюстративный
Наглядный
Словесный
Ожидаемый результат
Реализация предложенного проекта поможет :
Педагогам:
- повысить свое профессиональное мастерство по воспитанию интеллектуальной развитой личности, способной понимать, анализировать;
- внедрить инновационные технологии, современные формы и новые методы работы;
- совершенствовать предметно - развивающую среду.
Детям:
- расширить представление о свойствах стекла;
- развить уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом;
- познакомиться с историей стекла, со способами изготовления стекла;
- познакомиться с правилами обращения со стеклянными предметами;
- сформировать навыки постановки элементарных опытов, научиться делать выводы на основе полученных результатов;
- узнать много новых слов и понятий;
- развить коммуникативные навыки.
Родителям:
- такая система позволит подвести родителей к пониманию взаимоотношений детей с окружающим миром;
- приобрести умения, позволяющие им участвовать в посильной совместной деятельности со своими детьми.
- заинтересовать родителей для экспериментирования в домашних условиях.
Работа над проектом осуществляется :
В самостоятельной деятельности; коллективной деятельности; на прогулке (в виде наблюдений); в домашних условиях.
Этапы реализации проекта :
1 этап
Подготовительный
1. Определение цели, задач проекта.
2. Подбор пособий, материала, атрибутов по теме проекта.
3. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
4. Разработка тематического планирования материала.
2 этап
Практический
3 этап
Заключительный
Оформление материалов проекта :
I. Копилка
Содержание копилки:
1. Наглядный материал: иллюстрации разных видов стекол; фотографии.
2. Лабораторный материал: стеклышки, гуашь, акварель, выставочный уголок стеклянных изделий, стаканы, песок, камни, вода;
3. Художественное слово: стихи; загадки; рассказы; вырезки статей из газет и журналов.
4. Информационный материал: статьи из интернета, журналов; интересные сведения из энциклопедий, видео презентации.
5. Проведение исследований.
II. Создание картотеки
Распределение собранного материала:
1. Альбом «Свойства стекла»
2. Стихи о стекле
3. Пословицы о стекле
4. Загадки о стекле
5. Эксперименты со стеклом.
III. Практический результат (продукт деятельности)
В ходе исследования мы сделали для экспериментального уголка мозаику из цветных стеклышек, выставку в раздевалке группы - стеклянных изделий, выставка росписи по стеклу, выставка рисунков детей на тему «Стеклянная ваза».
IV. Итог
В ходе проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
Стекло твердое, имеет форму; стекло прозрачное и цветное; без запаха и вкуса; хрупкое.
Заключение
Реализации проекта предшествовала предварительная работа. Был подобран иллюстрированный материал по теме «Удивительный мир стекла», пословицы, поговорки, загадки. На занятиях в изо деятельности дети, кроме рисунков, раскрашивали изделия из стекла. Для того, чтобы закрепить знания, проводились игры для развития самостоятельной мыслительной деятельности, что способствовало накоплению информационной базы по изученной теме. Работа продолжалась в группе – мы прочитали рассказы о стекле (Чтение произведение Дж. Родари «Стеклянная», о тех, кто его производит, беседовали (Знакомство с профессией – стеклодув; Рассказ о предмете по схеме; «Приборы, содержащие стекло, которые помогают людям», рассматривали иллюстрации, изделия ручной работы (в картинках).
Решали проблемные ситуации - «Что будет, если – не будет посуды, не будет окна»; «Разбилась ваза»; «Что будет, если не будет лампочки?».
Во время практической деятельности в группе дети проводили эксперименты со стеклом, выявляли его свойства. Были показаны презентации: «Звуки стекла», «В мире стекла», «Как изготавливают стекло», «Два шага до чуда» (знакомство со стеклом). Была оформлена выставка творческих работ «Удивительный мир стекла», в которую вошли поделки и рисунки. Слушали рассказ воспитателя «Как изготавливают стекло», «История стекла».
Мы научились определять свойства стекла с помощью экспериментов, делать выводы.
Таким образом, работа над проектом помогла сформировать расширенные знания детей о стекле. Знакомство с темой позволило расширить познавательную активность, стремление к выполнению оригинальных творческих работ.